Информация


  • Москва в 1678 году

    Чешский путешественник Бернгард Леопольд Франциск Таннер, побывавший в составе польского посольства в Москве конца XVII в., подробно описал город и его достопримечательности: храмы, колокола, часы. Автор также не оставил без внимания торговлю и быт москвичей.

    Москва в 1678 году
    План Москвы из книги Бернгарда Таннера. 1678

    Описаниe Москвы

    Кремль

    Дворец князя москвитян, главная часть г. Москвы, лежащая точно сердце в середине, называется ими Кремлем (Crimgorod). Место это, более других возвышенное, омывается с одной стороны Москвой, с остальных трех окружено разделяющейся на два рукава рекой Неглинной. Его кругом замыкают тройным рядом очень крепкие стены. В них выходом служат двое ворот к Китай-городу, да двое же к Белому городу с каменными по ту и другую сторону мостами, возведенными на насыпях. Эти ворота затворяются тремя дверьми, из коих первая — железная, вторая — медная, третья — бронзовая, расписанная разными фигурами их патриархов, обитая металлическими листами.

    На первых воротах со стены возвышается башня — массивная, красивая и прочная; на башне замечательны часы, по образцу чешских разделенные на 24 части, называемые у них часами (Czacii), так хитро, что меньшие колокола по порядку наигрывают музыкальную гамму и, как скоро проиграет она раз, показывается первая четверть, а вторая, третья и четвертая — когда она [С. 58] повторится два, три и наконец четыре раза; часы же обозначаются ударами большого колокола. Двуглавый орел (герб царский) с коронами, весь вызолоченный, с возвышающейся, сверх того, третьей золотой короной побольше, составляет верхушку всего здания.

    Одна только эта часть г. Москвы, занимаемая князем и двором, имеет столько церквей, что их насчитывают не менее пятидесяти. Главная из них — церковь св. Николая, дворцовая. Первая за нею — великолепный храм, где обыкновенно погребаются или сами князья, или их близкие родственники. Третья — соборная, очень большая и украшенная; красоту увеличивает на передней стороне храма, посередине, образ св. Матери-девы, совершенно как пассауский, длиною однако же в 4 фута, написанный очень художественно.

    Другое украшение храму — башня до середины четыреугольная, а с середины до верху круглая; ее тамошние жители зовут Иван Великий (Iwan Welikoy). Она заключает в себе 37 колоколов следующим образом: на верху башни есть кругом пролеты, из коих в каждом но колоколу — дискантовому; во втором ряду под теми первыми столько же пролетов и колоколов — альтовых; под этими в третьем ряду тоже пролеты и колокола побольше — теноровые; в четвертом наконец ряду под этими тремя столько же колоколов — басовых; все они составляют между собой музыкальную гармонию.

    По обе стороны башни — две стены; на каждой из них опять по колоколу величиною гораздо больше предыдущих, из коих левый имеет в нижней окружности, измеренной мною бечевкой, 18 футов, правый же — 21 фут. Но огромней, художественней и достопримечательнее всех прочих — громадный колокол, висящий спереди башни. Я его сам тщательно измерял и потому надеюсь, что читатель мне тем лучше поверит. Его нижняя окружность имеет 28 футов; самый корпус или бок — толщиною один фут с четвертью и двумя дюймами; высота простирается до 7 футов; наконец, язык, коим звонят, так велик и толст, что едва его могут охватить два человека.

    Впрочем, весь г. Москва в таком множестве наполнен церквями, что сами жители говорят, будто едва ли можно определить точное их число; однако насчитывают до 700 церквей (сколько общая молва говорит — их тысяча семьсот). На их крышах — остроконечная башня; сбоку храма или даже на башне мало-мало по восьми колоколов, приспособленных для произведения сказанной уже музыкальной гармонии; каждая кровля церкви украшается восемью тоже башенками поменьше (куполами сказали бы мы), из коих каждая осенена золотым крестом формы совершенно искаженной — восьмиконечным.

    Насколько велико это количество церквей, настолько редко москвитяне в них ходят. Они думают, что коли проходя мимо церкви, они покланяются да трижды перекрестятся, то уж больше ничего и не нужно. Впрочем к делам благочестия, по-видимому, относится у них и обычай праздновать изо дня в день чтимым ими святым звоном колоколов. Звонят же у них, раскачивая не колокол, а дергая за привязанную к его языку веревку в таком порядке: сначала шесть раз ударяют в один наименьший колокол, а потом попеременно с колоколом побольше 6 же раз; затем уже в оба попеременно с третьим еще большим столько же раз и в таком порядке доходят до самого большого; тут ударяют уже во все колокола и притом столько же раз.

    Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова. И так повторяется на дню много раз и притом в различных церквах и по желанию каждого прохожего, потому что доступ во все постоянно открыт для всякого. А как, случалось, зазвонят в замке в перечисленные выше тридцать-то семь колоколов, так, бывало, наводят тоску и какую-то внутреннюю дрожь. Все купола и верхушки в Кремле вызолочены и так горят на солнце, что видны мили за полторы, что и в нас при первом взгляде пробудило немалое уважение к этому городу.

    Китай-город

    Китай-город, длинной (вымощенной гладкими бревнами) и широкой площадью примыкающий к Кремлю (Krimgorod) — часть Москвы немного большая (Красная площадь. См. гравюру, помещенную в книге Таннера). Особенное ее украшение составляет преизящная церковь, которую москвитяне называют св. Троицей (Sant Trois), a немцы Иерусалимом (Покровский собор что на рву [храм Василия Блаженного, 1555—1561]), в особенности замечательная тем, что злополучный строитель ее, по окончании работы, вместо награды был по приказанию царя ослеплен. Тиран видно боялся, что если такой художник выстроит потом где-нибудь еще церковь, то у этой отнимет право называться единственной в своем роде.

    За этим зданием виднеется возвышение в роде довольно большой кафедры, кругом обнесенное решеткой, шесть ступеней в вышину, устланное полом из белого мрамора, откуда патриарх их может удобно давать благословение всему народу, что бывает ежегодно; там же объявляются народу и нужные распоряжения.

    Позади этого возвышения — крепкая стена, семь локтей высотою, где стоят две пушки, из коих одна длиною 9 локтей, семь дюймов толщиною, жерло в пять четвертей локтя; другая наполовину меньшие. Они обращены на широкую улицу, которая, как рассказывают, прежде весьма часто подвергалась вторжению татар. Площадь тянется до того места, где от упомянутой церкви до самых городских стен (кои все красные) по направлению к реке есть сход на большую равнину, где в обширном здании, занятом лавками купцов из Персии, продаются персидские изделия, разукрашенные золотом и серебром, драгоценные камни и многое другое; в середине его для взвешивания товаров висят большие весы. Там же продаются собольи меха, принадлежащие царю.

    Большие ворота в упомянутых выше городских стенах ведут к Москве-реке, текущей близ самых стен, через которую наведен плавучий мост, сплоченный из отесанных дубовых брусьев; на нем каждый день, бывало, видишь многое множество женщин с бельем, а по праздникам и воскресеньям множество купающихся мужчин.

    Другую часть этого города по направлению к Белому городу обтекает другая река — Неглинная, которая под кремлевскими стенами впадает в Москву. Упомянутая выше площадь так обширна, что достаточна для торговых помещений всего города. Там виноторговцы продают разного рода вина — особенно романею (так они зовут мозельское), потом пертцимент, т. е. испанское, потом рейнское, фряжское и другие. За ними торгуют шелковыми материями, тканями турецкими и т. п. Потом золотых дел мастера, и таким образом во всяком ряду свое производство, как-то: шорники, портные, токари в весьма большом числе. Токари тем отличаются, что из ценного дерева, которое называют они каповым деревом (kapove drewo), кроме ложек (коими если есть горячую похлебку, они мякнут) умеют по-своему выделывать кубки изящной формы, из коих два с немалыми хлопотами я привез оттуда.

    Между этим множеством торговцев больше всего меховщиков, торгующих в этом именно месте своим товаром; точно так же и всем прочим даже мелким торговцам назначено свое место, чтобы приезжим покупателям не приходилось иного расспрашивать, где продаются нужные им товары. Есть еще одна большая улица, по которой проезжает царь, куда бы ни отправлялся; она простирается от Кремля и занята не иным кем, как живописцами. Они много делают образов на продажу, потому она у москвитян и заслужила название священной улицы.

    Любо в особенности посмотреть на товары или торговлю стекающихся туда москвитянок: нанесут ли они полотна, ниток, рубах или колец на продажу, столпятся ли так позевать от нечего делать, они поднимают такие крики, что новичок, пожалуй, подумает, не горит ли город, не случилось ли внезапно большой беды. Они отличаются яркой пестротой одежды, но их вот за что нельзя похвалить: весьма многие и по преимуществу пожилые, с летами утратившие свою красоту, имеют обыкновение белиться и румяниться — примесью безобразия подделывать красоту либо юность. Некоторые во рту держали колечко с бирюзой; я в недоумении спросил, что это значит. Москвитяне ответили, что это знак продажности бабенок.

    Неподалеку от посольского подворья есть еще улица, застроенная хижинками, куда ходит простой народ вычесывать грязь из головы, стричься, подстригаться, почему она и получила прозвание «вшивого рынка». Там набросано столько волос на дорогу, что шагу не сделаешь без того, чтобы не наступить, точно на подушку, на крайне грязную их кучу.

    Напротив — великолепное здание, где имеется типография греч. яз., хотя и испорченного (!), и хранится московская библиотека. Немало и больших обитаемых московскими князьями хором; при каждых находятся по две, по три церкви с красивыми куполами, со столькими же башнями, где много колоколов: у них ведь чем больше церквей заведет вельможа при своих хоромах, тем он и благочестивее.

    Этого мало: москвитяне еще имеют обыкновение строить на улицах часовни во имя святых; против нашего подворья были часовни — св. Николая (коего они особенно чтут) и блаженной Девы, тут — св. Георгия, там — других, даже не известных нам святых. Не оставляют они без украшений и те нарисованные на доске чудеса, кои считают вымоленными у святых — привешивают восковые свечи, лампады и т. н. пожертвования и стоящему обыкновенно при часовне монаху дают щедрую милостыню. Чаще наблюдал я такие дела их благочестия, но что хотелось мне увидать — преклоняющим колена и молящим о чем-нибудь, не видал я никого: проходившие мимо часовен часто крестились да низко кланялись и больше ничего.

    Городские сторожа, в знак своей бдительности, в ночное время ударяют столько раз, сколько пробило часов. Так как множество караулящих с оружием город сторожей сильно беспокоило бы горожан и самого князя, если бы они для заявления о своем бодрствовании употребляли литавры, то они, слыша бой часов, ударяют у кремлевских ворот, как ближайших к часам, несколько раз колотушкою в приспособленную для того доску; ближайшие к ним сторожа, заслышав это, бьют также в доску, и распространяя таким образом постепенно по городу всюду, где только есть караульни, глухие звуки ударов, заявляют тем о своей бдительности.

    Кроме улиц, по всей Москве вымощенных круглыми бревнами, две главных вымощены гладкими бревнами: одна — по коей царь ездит за город, другая — у нашего подворья.

    Белый город

    Нынешний Белый город москвитяне в старину называли Царь-городом, а когда царь велел поправить и выбелить стены, он стал так прозываться по своим белым стенам. Эта часть города Москвы впятеро больше описанного выше Китай-города. Стены свои она начинает от р. Москвы; сгибаясь продолговатым полукругом, она обнимает и Китай-город и Кремль и снова доходит до той же реки. Этим городом протекает р. Неглинная и возле Китай-города доходит до Кремля.

    Немало тут храмов и обитаемых вельможами хором, много также торговцев и ремесленников, профессию коих узнаешь по висящему на окнах образчику производства; так, портные вешают перед окнами лоскуты разных материй, сапожники — голенище либо части обуви; между этими весьма много таких, которые плетут обувь из лыка для простого народа. Много также мясных лавок, заваленных мясом, отдающих тяжким запахом (из мясников некоторые торгуют тухлым мясом, выкладываемым на солнце). Проходя либо проезжая мимо них, москвитяне (даже вельможи) пробуют пальцем посиневшее от порчи мясо, достаточно ли уже оно мягко, и, выпив чарку водки, публично пожирают кусок этой сыри с куском чесноку (?!).

    Кроме пивоваров, еще есть специалисты, приготовляющие разные напитки, называемые у москвитян квасом; по улицам там продается много разного рода напитков. Этот напиток приготовляется так: размешанной с хмелем мукой наполняют корчагу, затем подливают известное им количество кипятку и наполненную этим и тщательно закрытую, ее не трогают до тех пор, пока все это не закиснет, а по прошествии нескольких дней, когда, по мнению знатоков этого дела, все закисло, он уже считается чудесным напитком. Кроме пива и меда, есть еще любимый москвитянами напиток из яблок, продаваемый сказанными уже специалистами; упомянуть о нем здесь тем более кстати, чем свежей во мне память о нем: из любопытства я отведал несколько капель и целых 12 дней промучился от лихорадки, над чем смеялись и трунили все сослуживцы мои поляки.

    Лучшее тут здание — обитель монахинь (по-ихнему, черниц), которую назвать партеноном
  • я счел грехом; ибо хоть некоторые из них еще и девственницы, однако предоставленная мужчинам свобода входить, а женщинам выходить имеет последствием то, что я решительно ничего не могу сказать к их чести; девиц немного, вдов больше, разведенных с мужьями жен всего больше. У москвитян (у вельмож особенно) существует старая и очень подозрительная дружба и свобода сношений с монахинями, а у этих с ними. Оттого некоторые их них девицы лишь по названию, а на деле бесчестные матери. Своих преступно зачатых и позорно рожденных детей они воспитывают так, чтобы выросши они обрекли себя затем на монашество.

    Близ р. Неглинной стоит большой литейный завод, где льют колокола, пушки и нужные для обороны города предметы; потребное для этого количество разного рода дерева весьма удобно подвозить рекою. Неподалеку — княжеский конюшенный двор, где много породистых и выезженных по-нашему лошадей.

    Тут же и место княжеских щедрот — я говорю про тюрьмы татар (из коих некоторые — калмыки, иные — черкесы), казаков, турок и всех, кто попадает к москвитянам в плен; для умножения величия князя, они всегда содержатся на его счет, и делаются всевозможные усилия, чтобы пленных было как можно больше для большей славы князя, так что зачастую их бывает свыше двух тысяч. Каждая их пара сковывается по ногам длинной цепью и тащит на ней поземи гвоздь, которым они на ночь приковываются к колу в тюрьме. Они продают по городу конские бичи и где найдут стервятину — конскую, собачью и иных животных, пожирают ее сырьем.

    Земляной город

    Земляной город окружает своей громадой весь Белый город. Это самая большая часть Москвы, но по состоятельности и богатству уступающая прочим. За исключением очень немногих вельмож и то далеко неважных, она заселена только ремесленниками и густо застроена деревянными домами, несмотря на то, что горит часто. Большая часть домов в Земляном городе строится скоро и дешево, потому что они продаются уже готовыми — бревна прилажены, стены проконопачены мхом. К тому же в одном лишь Земляном городе для продажи таких домов существует много рынков.

    Улицы там, в виду частых пожаров, далеко одна от другой. Окружность всей этой громадины, говорят, заключала когда-то в себе 55 верст, т. е. 9 немецких миль, ныне же, благодаря войнам с татарами, происходившим давно, еще до времен Ивана Васильевича, она уменьшилась и, как москвитяне полагают, заключает 5 миль, чему легко верилось; ибо, глядя с нашей, описанной выше, довольно высокой башни, мы не могли заметить пределов Москвы. Большие следы разрушенных стен, глубокие, обильно наполненные стоячей водой рвы свидетельствуют о минувшем блеске, померкшем от частых татарских набегов.

    Однако от нашего подворья кратчайшей дорогой нам приходилось употреблять полтора часа до предместья, да предместьем надо было идти еще полчаса. Предместье во все стороны сильно увеличивает обширность внешнего города (pomoerii). Москвитяне зовут его слободой, по той, думаю, причине, что тут дано позволение, или по-славянски свобода (libertas) жить всем пришлецам, будь то свои или чужие. Оттого-то в нем столько народу и разного отребья, что оно похоже на много людный город.

    Стрелецкая слобода

    Прямо против Кремля, на той стороне реки, лежит Стрелецкая слобода, населенная, как выше сказано, княжескими солдатами и разделенная, в виду их многочисленности, на 8 кварталов; им только и позволяется иметь тут дома. Их обязанность — охранять великого князя; каждому из них из княжеской казны дается ежегодно и жалованье, и одинакового цвета одежда; престарелые и негодные на службу на княжеский же счет содержатся с женами и детьми во многих назначенных для того богадельнях до самой смерти. Так как для незнающих число их может показаться превышающим вероятие, то я счел лучше умолчать о нем; скажу только одно, что солдат, охраняющих г. Москву, свыше 50 тысяч.

    В то время, когда мне лично удалось видеть то, о чем я рассказываю (в июне 1678 года), для обороны от турок одного города Чигирина выставлено было войско в 200000 человек и когда из них погибло сто тысяч, то в короткое время их опять стало столько же. Этот солдатский город крепок столько же силой и множеством воинов, сколько и своим положением. С одной стороны обтекает его полукругом р. Москва, с другой защищают двойным рядом стены. Он стоит оплотом г. Москве, ибо тут-то и происходили у москвитян схватки с татарами, с этой-то стороны и могли только вторгаться эти злейшие их враги. Кроме торговцев разными дешевыми товарами — чесноком, луком, хлебом, они никому не позволяют жить здесь с солдатами.

    Близ самой реки там есть еще большой сад и большой луг, где пасутся царские лошади.

    Немецкий город, или Кукуй

    Много лет тому назад недостаток ли ремесленников в Московии, сношения ли с чужими народами (без коих они не могли управиться хорошо со своими делами) понудили Москвитян за большое из царской казны жалованье призывать к себе немцев, знавших разные ремесла; потому-то и проникло в Московию немало разнообразных сект. Сначала немцы у схизматиков встретили радушный прием, но с течением времени, по несходству в нравах и особенно в вере, сделались ненавистны тем, кому прежде были приятны — дело иногда доходило до взаимных убийств. Для спокойствия тех и других немцы были переселены на то место, кое выше мы назвали Стрелецкой слободой, и, переменив имя, новый немецкий поселок москвитяне прозвали Наливками (Naleiki).

    Это намекавшее на пьянство прозвание, употреблявшееся москвитянами как брань и насмешка, обидно показалось немцам. Видя, что москвитяне в пьянстве грешнее их, раздраженные новопоселенцы выпросили у царя для поселения другое место и нашли нужным переселиться за полмили от города. Основавшись там, они сохранили ненавистный москвитянам порядок на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые они строили красиво и расчетливо. Весь новый поселок иноземцев назывался прежде Немецкой слободой (как бы — Немецкой свободой), а ныне носит неизвестно откуда взятое имя Кукуй. Между обитателями его большая разность в вере и в национальности.

    Во-первых — немцы; из них весьма много лютеран, у коих при двух храмах два пастора; кальвинистов меньше, эти при одном своем храме имеют и одного наставника в вере. Меньше всего — католиков, признающих еще римского первосвященника видимой главою истинной церкви; храма и священника они не имеют. Кроме того, итальянцы и даже французы. Многие изо всех них ради почестей и благ земных перекрестились и приняли веру схизматиков. По просьбе католиков посол, мой князь, просил было царя позволить им содержать на свой счет католического священника, но схизматикам ненавистно имя папы — просьба не имела успеха. Каждый ремесленник ежемесячно получает хорошее жалованье из царской казны.

    Между этими иноземцами есть степени в звании и должностях; одежда не у всех одинакова; однако она у всех сходна тем, что она — немецкая и больше все на образец немецких дворян, особенно у женщин и девиц. Служанок, коими бывают либо дородные москвитянки, либо безобразные татарки, они одевают в немецкую же одежду, которая — к смеху зрителей — безобразит их неуклюжую фигуру.

    При каждом доме есть хорошо содержимый сад, засаженный латуком и цветами, хотя это и дает повод москвитянам смеяться. Был я раз у немцев, с коими очень подружился, в гостях и, когда пообедали они и мы, стал есть латук; стоявшие вокруг москвитяне в удивлении и с неудовольствием стали нас уговаривать — не есть, дабы не уподобиться травоядным скотам. А как дошло до полных чарок вина да больших стоп пива (оно там пречерное и препьяное, впрочем голова от него не болит) — так небось москвитяне скотским не сочли пить с нами до рвоты.

    Секретарь немецкой канцелярии, еще помнивший кое-что по-латыни, заметил, что я очень ценю немецкое гостеприимство, и сказал мне: не угодно ли вам будет, господин, поступить на службу великого цезаря нашего (так называют они царя) по знанию вами разных языков — польского, чешского, немецкого, латинского и итальянского? Сулил большое жалованье, повышения, золотые горы... Я сперва было и соблазнился деньгами, но, узнав от других такого же рода немцев, что кто раз поступил на службу к царю, тому на всю остальную жизнь приходится закабалить себя со всем домом, вскоре ему вежливо ответил, что золотая свобода дороже мне золотых обещаний...

    В числе прочих заведений немцев есть в одной мили отсюда большой стеклянный завод да железный, а близ р. Яузы, впадающей за городом в Москву, бумажная фабрика. Еще и поныне есть следы, что они когда-то искали золотой и серебряной руды, но напрасно: все золото и серебро, какое только у них есть, ввозится из других стран.

    Разных драгоценностей у москвитян много — жемчугу, смарагдов, бирюзы, сапфиров, благодаря частым торговым сношениям с персиянами. По крайней мере, мелкие граненые рубины до того у них дешевы, что продаются на фунты — по 20 московских или 6 немецких флорина за фунт.

    К той части города, где на помянутых уже фабриках работают немцы, прилежит ровная местность. Она полюбилась царю, и он для своего удовольствия устроил и развел в ней два сада, из коих один убран наподобие садов итальянских, а другой обращает внимание тремястами с изящными верхушками башенками, расположенными по ограде с редким искусством, и тем сделал местность эту еще лучше. Полюбив это место больше прочих, царь поставил себе за правило в хорошую погоду еженедельно ездить туда — поглядеть, погулять и распорядиться, коли что нужно для украшения.

    Перед этим городом есть у них общедоступное кружало, славящееся попойками и не всегда благородными, однако свойственными москвитянам удовольствиями. У них принято отводить место бражничанью не в самой Москве или предместье, а на поле, дабы не у всех были на виду безобразие и ругань пьянчуг. У них ведь обыкновенно тот, кого разберет охота позабавиться с женщинами да попьянствовать, уходит за город в ближайший кабак суток на двое либо на трое, приносить там жертвы Венере с Бахусом и кончает большею частью тем, что пропивает кабатчику все до рубахи, выталкивается на общественное поле, а потом, проспавшись, является опять в город, голый вполне или наполовину, где пьянчугу и встречают рукоплесканьями и похвалой.

    Мне и самому довелось видеть такого рода забулдыг, когда они проходили мимо посольского подворья совсем голые, исключая разве известных частей тела, прикрытых лоскутом полотна, и возбудили в народе такие клики, что многие посольские бросились к окнам, ожидая увидеть нечто необыкновенное и любопытное, а увидали лишь безобразие забулдыг, восхваляемое толпившимся народом за их опытность в пьянстве.

    У москвитян большая езда из одной части города в другую, чем и кормится множество не знающих никакого ремесла извозчиков (zwosczik). Все их имущество — лошадь да деревянная повозка. Они поджидают на городской площади седоков и задешево, за несколько наших крейцеров, возят далеко. Народ этот до того упрям, что, встретившись, переломают скорее друг другу колеса, чем свернут с дороги, коли встречный седок не вельможа.

    Источник

    Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

    Другие новости по теме:

    Просмотров: 4490 | Дата: 3 мая 2010  Версия для печати
  •  

    При использовании материалов сайта ссылка на storyo.ru обязательна!