Информация


  • Успех в обществе

    С полным правом можно утверждать, что тот, кто имеет дар речи, будет иметь успех в обществе. Если вы поставили перед собой цель добиться чего-то от другого человека, возможно, даже вопреки его намерениям, вам необходимо убедить его. Сделать это можно, убеждая или уговаривая.

    Успех в обществе

    Это не одно и то же. Убеждение основывается на доводах, рассуждениях, а уговаривание — целиком и полностью на искусстве говорить, увлекать словом. На этом в равной степени строится успех политиков у народных масс и успех мужчины у женщин. Возможно, вы несогласны и остаетесь при весьма распространенном — и ошибочном — мнении, что успеху у женщин мужчина бывает обязан своей внешности и материальному положению. Не стану спорить, это имеет некоторое значение. Но добавьте к этому умение говорить, уговаривать и убеждать —- и успех будет стопроцентным.

    Овладеть искусством речи несложно, но требуется значительное упорство и критическое отношение к себе. Можно поступить на соответствующие курсы. Ниже приводятся советы по развитию ораторского искусства и упражнения. Выполните их хотя бы наполовину — и успех не заставит себя ждать.
    Подготовка речи

    Выбор темы

    Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по которой вы сможете при необходимости получить информацию в библиотеке или другом месте. Тема должна быть, при условии ее надлежащей проработки, интересной для вас и ваших слушателей и не очень сложной.

    Решение вопроса о цели выступления

    Желаете вы только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать? Или вы хотите заставить слушателей изменить свое мнение, убедить их что-либо предпринять? Чтобы получить ясное представление о своих намерениях, изложите их в письменном виде. Если тема — «Восхождение на горные вершины», можно сформулировать свою цель так: «Я расскажу, как происходит подъем на горный пик».

    Ваша цель — проинформировать слушателей, а не склонить их к тем или иным взглядам или действиям. Но если ваша цель состоит в том, чтобы показать, что слушатель не должен приступать к трудному подъему без предварительной тренировки, выступление приобретает уже характер поучения, так как вы стремитесь повлиять на поведение людей. Вначале речи в большинстве случаев носят информационный, а не дидактический характер.

    Вводная часть

    Надо подготовить несколько вводных фраз, имеющих целью вызвать интерес к сообщению. В них следует сформулировать и пояснить свою цель. Например:

    Есть ли у вас достаточно разумные основания для приобретения вещей, которые вы покупаете, или вы, подобно миллионам других потребителей, являетесь не отдающими себе в этом отчета жертвами, пожалуй, самого коварного и влиятельного фактора современной жизни — рекламы?

    Что такое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как реклама применяет остроумные методы пропаганды, чтобы вводить в соблазн вас и других возможных покупателей.

    Последняя фраза формулирует специальное тематическое задание, намечает и ограничивает его пределы. Вы можете приступить к главной части речи только после того, как задание четко закреплено в вашем сознании.

    Главная часть речи

    При построении главной части сделайте все возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Изложите главные идеи как можно проще, конкретнее, последовательнее. Выбрасывайте все не имеющее отношения к вашей цели. Дайте определения непривычных терминов; используйте как можно больше конкретных примеров; приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц; задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой.

    Репетиции

    Все отмечают непринужденность, с которой держатся на сцене профессиональные артисты. Но зритель не видел их на первой репетиции. Актеры прорабатывают каждое движение, повторяют каждую строчку раз по 30, а некоторые жесты и реплики — по 60—100 раз.

    Большинство ораторов выступают без репетиций. Конечно, важнее всего увлеченность и искренность. Но ведь речь есть нечто большее, чем изложение оратора. Эти идеи надо донести до слушателей и увлечь ими, произвести впечатление.

    Вероятно, вы уже готовы произнести речь, проработанную в соответствии с указаниями в разделе «Подготовка речи». Ваш преподаватель, возможно, захочет, чтобы вы записали ее слово в слово и заучили. Но, как объяснено в последнем разделе настоящей главы, при упражнениях речи большей частью не записываются и не запоминаются наизусть.

    Выберите время, когда вам никто не мешает, и в пустом помещении попытайтесь проговорить речь, как бы обращаясь к аудитории. Первое время вам не обойтись без записей. Затем повторяйте речь, руководствуясь только ключевыми словами и выражениями, отмечающими главные разделы ваших построений.

    После того как речь в целом освоена, займитесь частями, наиболее смущающими вас. На данной стадии нужно больше репетиций. Полезно по крайней мере отдельные части речи произносить перед зеркалом. Как вам кажется, свободно ли вы передаете свои мысли? Прямо ли держитесь? Свободны ли и легки ваши движения? Если вы чувствуете себя скованным, поупражняйтесь в расслаблении мышц.

    Прислушайтесь к голосу. Прибегаете ли вы к паузам, когда надо перевести дыхание, ослабить напряжение, собраться с мыслями? Подчеркиваете ли наиболее значительные слова? Удается ли при этом избежать утомительного однообразия? Когда отделаны отдельные части, повторите выступление целиком, стараясь развить в себе ощущение непосредственного общения со слушателем. Теперь можно пригласить товарища по классу или по комнате. Он будет вашей аудиторией. При всех условиях старайтесь представить себе аудиторию и соответствующую обстановку.

    Вы произносите речь

    Когда вам предоставят слово, спокойно пройдите к своему месту, поклонитесь председателю, затем обратитесь к слушателям с обычными словами «дамы и господа». Установите зрительный контакт с аудиторией на все время выступления. Не забывайте ни об одном из слушателей. Держитесь поодаль от кафедры, стойте впереди нее или рядом, но не за ней.

    С разрешения преподавателя, чтобы чего-то не пропустить, имейте под рукой небольшую карточку с несколькими крупно написанными основными положениями, но без особой нужды не заглядывайте в нее. Говорите громче, чем, по вашему мнению, это нужно. Возможно, тогда этого будет достаточно. Не беспокойтесь о том, как звучит речь, как вы выглядите, позабудьте о личных ощущениях. Сосредоточьтесь на одной задаче — донести ваши мысли до слушателя.

    Как развить уверенность в себе

    Выступая перед аудиторией, не бойтесь ничего, кроме самого страха. Застенчивость — довольно обычное явление у начинающих ораторов.

    Ораторам, так же, как спортсменам и актерам, нужно собраться перед выступлением. Многие знаменитые ораторы и актеры признаются, что они всегда нервничают или испытывают страх перед тем, как «выйти на линию огня». По всей видимости, этот страх им не вредит. Как только волнение, охватившее вас, пройдет, вы испытаете физический и моральный подъем и выполните задачу лучше, чем если бы вы вначале совсем не волновались.

    Непрерывная практика публичных выступлений — наилучшее средство против смущения и страха. Помочь могут и следующие советы.

    Отдайте себе отчет в причине страха

    Никто вас не обидит. Ваши слушатели дружески настроены и желают вам только успеха. Они понимают ваше состояние, особенно если вы выступаете перед классом, где все «из одной команды».

    Хорошая подготовка — лекарство от страха

    У вас будут основания беспокоиться, если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите свои заметки или внезапно «блеснет идея», в связи с чем вы нацарапаете несколько слов на клочке бумаги. Быть готовым — значит освоить тему настолько, что, находясь перед аудиторией, вы уже не беспокоитесь ни за мысли, ни за слова.

    Сохраняйте уверенный вид

    Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас тоже возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделайте несколько ослабляющих напряжение вдохов перед началом речи. Будьте особенно осмотрительны, произнося вступительные фразы. Если вы поддадитесь первому побуждению и начнете спешить, ваша нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Не стесняйтесь, если случайно оговоритесь. Слушатели не придадут этому никакого значения, если вы сами не смутитесь.

    Преодолевайте страх действием

    Футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Действуйте подобным же образом: не бойтесь приступить к делу сразу. Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Имейте в виду: вам предстоит учиться и на ошибках. Может быть, вы и не чувствуете себя уверенным, однако энергично произнесите фразы, которые вы заготовили во время репетиции. Они произведут впечатление на слушателей. Каждый, кто овладел искусством речи или добился квалификации в другой области, проявил волю к победе. Вы никогда не устраните препятствия на своем пути к овладению ораторским искусством без упорства.

    Виды подготовки к выступлению

    Материалы этого раздела не имеют непосредственного отношения к подготовке первых выступлений. Но прежде чем вы значительно продвинетесь в обучении, целесообразно ознакомиться с четырьмя видами подготовки к произнесению речи, с достоинствами и недостатками каждого из них.

    Речи могут быть:

    - написаны полностью и заучены наизусть;
    - написаны полностью и затем прочитаны;
    - произнесены экспромтом;
    - произнесены с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.

    Заучивают наизусть лекции, проповеди, выступления в сугубо официальной обстановке и т. д. Чтение по рукописи чаще всего имеет место при выступлениях по радио, в рамках политических кампаний, когда делают сообщение группе ученых-специалистов. Импровизация обычно обусловлена требованиями момента. Импровизированным может быть выступление на неофициальном собрании, заседании комиссии и т. д. В этих случаях оно заменяет подготовленную речь.

    Речь, не записанную полностью, но предварительно подготовленную, чаще всего произносят на занятиях, перед лицами, овладевающими ораторским искусством. В этих случаях намечают цель выступления; подбирают материал и способ его подачи; вырабатывают план речи во всех деталях; составляют конспект. Произнесение такой речи можно предварительно прорепетировать. Репетиции нужны всем, за исключением опытных ораторов. В речи такого рода допускаются поправки на реакцию аудитории. Текст не фиксируется, как при заучивании наизусть.

    Конечно, выделение четырех типов подготовки к выступлению носит несколько академичный характер. Импровизация может оказаться удачнее, чем заранее подготовленная или заученная речь, если оратор, выступающий экспромтом, в течение многих лет занимается обсуждаемым вопросом. Нередко подготовленные речи благодаря частому повторению почти полностью запоминаются наизусть. При выборе типа подготовки следуйте советам преподавателя. Возможно, он порекомендует попробовать все четыре типа. Впрочем, надо знать преимущества и недостатки каждого из них.

    Заученная наизусть речь

    С заученной речью чаще всего выступают на политических собраниях и при всех других обстоятельствах, когда непродуманность может дорого обойтись оратору. Заученная речь, так же, как и речь по записи, обязывает тщательно составлять текст. Но надо учесть, что воспроизведение написанного текста далеко не всегда подходит для выступления, так как у устной речи другой стиль — более простой и выразительный.

    Большинство ораторов не склонны менять записанный текст. С другой стороны, заученную речь легче повторить, чем только что подготовленную; ее длительность можно точно рассчитать. Продуманная и тщательно заученная, она избавляет оратора от вопросов, неизбежных при импровизации. Но у нее есть недостаток: запоминание не всегда бывает безупречным, и, таким образом, опасность «застопориться» больше, чем когда говорят без предварительного заучивания.

    Речь, прочитанная по записям

    Единственное преимущество такой речи перед заученной состоит в том, что она освобождает память от напряжения. Главный же ее недостаток — то, что чаще всего она звучит как чтение, а не как живое слово. Запись становится как бы барьером между оратором и слушателями: глаза скользят по строчкам, время от времени выступающий бросает беглый взгляд на публику, что отвлекает его от текста. В результате речь звучит отрывисто. Главная причина, заставляющая избегать чтения написанной речи, заключается в том, что такому оратору никогда не добиться непосредственного общения с аудиторией. Впрочем, для упражнений в выразительном чтении и умении пользоваться своим голосом речь по записям представляет известную ценность.

    Импровизация

    Возможность выбрать импровизацию часто побуждает самоуверенных и бойких людей предпочесть тщательной подготовке сомнительную стряпню, не требующую особых усилий. Но, с другой стороны, импровизация приучает самостоятельно мыслить, помогает выработать уверенность в себе.

    Речь без заучивания и записи

    Как уже говорилось, такая подготовка приучает начинающего оратора тщательно продумывать форму преподнесения аудитории своих идей, самостоятельно мыслить, налаживать общение с публикой, говорить непринужденно, непосредственно, в обычной разговорной манере, приноравливать свою речь к слушателям. С другой стороны, можно разучиться бережно обращаться с языком и начать возлагать слишком большие надежды на вдохновение. Такой оратор часто опускает важные вопросы, отклоняется от темы, затягивает время.

    Однако при всех своих недостатках этот тип подготовки наиболее приемлем для начинающего оратора. Наилучшие результаты достигаются, если предварительно составлен детальный конспект и затем речь воспроизводится устно. Следует особенно внимательно отнестись к вступлению и заключению, так как их труднее всего придумать на ходу, без подготовки.

    Некоторые преподаватели запрещают любые записи. Конечно, лучше, по возможности, обходиться без них. Но если вы пользуетесь записями, они, как уже было сказано, должны состоять только из основных слов и фраз, написанных крупно, чтобы их легко можно было прочесть.

    Источник

    Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

    Другие новости по теме:

    Просмотров: 4218 | Дата: 10 сентября 2011  Версия для печати
     

    При использовании материалов сайта ссылка на storyo.ru обязательна!