Информация

  • Лак для паркета паркетный Лак.

  • История празднования Нового года и Рождества

    Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

    История празднования Нового года и Рождества

    К первому перелому в естественно установившемся порядке жизни древнерусских племен, можно отнести введение в X веке в его мировоззрение христианской идеологии, или проще, Крещение Руси. Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление, начали вести от сотворения мира, и новый год его начинался первого марта.

    Позднее, по одним сведениям в конце XV века, а по другим в середине XIV в православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод начала года на 1 сентября. Расхождение во мнениях, когда именно это произошло, связано с тем, что в XIV веке еще не было единого государственного образования как такового, и проследить повсеместный переход к празднованию нового года с 1 сентября не представляется возможным.

    К концу же XV века завершилось создание централизованного государства, и перевод на осеннее время отсчета года стал прослеживаться более отчетливо в письменных источниках. Такое летоисчисление продолжало оставаться до реформы Петра I, который своим указом от 15 и 19 XII 1699 года ввел летоисчисление от Рождества Христова, а начало года с 1 января. И лишь после Великой Октябрьской Социалистической революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 в России был введен Григорианский календарь, общепринятый в европейских государствах, с поправкой на 13 суток.

    Важно отметить, что несмотря на реформы Петра I и советские преобразования, православная церковь по сей день сохранила дату 1 сентября как начало нового года. Таким образом, и сейчас сохраняется двойная система отсчета года: церковная и официальная гражданская.

    Дохристианский новый год

    Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Все языческие народы, ознаменовывали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и забавами. Египтяне праздновали воскрешение Озириса или новый год. Греки и римляне ознаменовывали радостными и всенародными играми. Не было народа, который не встречал бы новый год, особенным праздником. Пляска и пиршества, следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображениями различных богов, ходили по городу, пели и танцевали под музыку.

    Греки, любившие веселость и удовольствия, переряжались и бегали толпами по домам, где их угощали, и все веселились. Женщины, более изобретательные в удовольствиях, наряжались в мужские платья, или, собравшись на вечера званые, занимались гаданием и пением песен. Римляне встречали новый год с торжественною важностью: консулы и патриции, приходили в пышных одеждах в храм для принесения жертв. Первосвященник молил богов о ниспослании на народ новых милостей, и об отвращении от него всяких бедствий. По принесении жертв, все придавались забавам: пировали, танцевали и бегали переряженные в масках по улицам, за полночь.

    В эти дни считалось бесстыдным вести между собою раздоры; все должны были примириться и прекратить все тяжбы. В этот день ходили поздравлять друг друга, как обетный день для мира, и дарили взаимно подарки. Патриции и богатые отпускали на волю своих рабов, а дети освобождались из под отцовской власти. Обычай поздравлять в новый год перешел отсюда в Европу, и ныне он в числе праздничных дней.

    Как праздновался новый год в языческой древней Руси один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

    Само значение года не определено на славянском языке. У русских, болгарских и вендских славян он называется одинаково годом. У вендов год значит собственно праздник, у поляков рок значит год и время неизбежное, судьбу или участь. У них глагол rokowac до сих пор означает догадываться, гадать по выводам или заключениям, потому что на новый год производились гадания. Есть еще польское слово gody и означает оно пир. Некоторые исследователи считают, что gody был народный увеселительный праздник, как святки.

    Но ни по каким народным событиям не видно, чтобы qody когда-нибудь праздновался или образовался какой-нибудь праздник, и даже урочное веселье, как святки, которые у всех славян доселе составляют празднество. Другие стали производить год от godzic - примирять, договариваться в цене. Но и это не установлено достоверно. Впоследствии, слово год было принято русскими, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени, лето же как часть его.

    Год ныне делится на 4 части времени: зиму, весну, лето и осень, но прежде наши предки разделяли его на зиму и лето, или зимнее и летнее время. У древних германцев год разделялся на зиму, весну и лето; первая часть времени у них почиталась священною, потому что тогда отправляли важнейшие праздники в честь кумиров. Со временем это разделение изменилось.

    На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Это зафиксировано в целом ряде летописных источников: в 1368 году «тоя же осени месяца декабря 21», - в 1388 г « тое же осени месяца декабря в 8», - в 1471 году « тоя же осени декабря в 15 », в 1472 году « тоя же осени декабря в 15», и в 1490 году «тоя же осени декабря», а затем январь и февраль во всех известиях именуются зимними.

    Известно что, праздник как явление способен сохранять на протяжении длительного времени самые глубинные основы народного духа. Именно поэтому, внимательное исследование праздников, зафиксированных письменными источниками и этнографическими свидетельствами может пролить свет на ранний пласт народных верований. В нашем представлении праздник - это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. Поскольку на Руси уже тысячу лет существует христианство, - это еще и вереницы нарядных, смиренных прихожан, торжественно украшенные церкви, крестные ходы и далеко льющийся, мелодичный колокольный звон.

    Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, но почти все христианские праздники возникли на месте старых языческих. По одной из существующих версий, день рождения солнца, по старому стилю 24 декабря стал кануном Рождества Христова, древний Купала, праздновавшийся ровно через полгода, 24 июня, - днем Рождества Иоанна Предтечи, день весеннего равноденствия («зачатие» его), 25 марта, стало днем Благовещения, зачатия Иисуса Христа, Третий спас, день смерти лета, стал в христианском календаре Успением Богородицы (15 августа, Спас 16-го), еще одна граница зимы и лета, 29 августа, ознаменовалась на Усекновение головы Иоанна Предтечи, три же этапа «обретения головы», в первую половину года, осмысливались как праздники возрастания солнечного света и воцарения лета на земле.

    Образовалась своеобразная амальгама двух вер, официальной христианской и народной языческой, и народная, не смотря на тщательные попытки ее искоренения, продолжала жить и живет по сей день. Можно думать, что именно отзвук двойной системы нового года - народный и официальной - мог сказаться в ряде памятников древней литературы, упоминающих периоды годовой жизни русских. Некоторые из них начинают первый период года с зимы, указывая как на начало ее святочное время. По рукописи XVI в значится: «..зима от рождества Христова по благовещеньев день, а в ней 90 и четверть дни».

    Христианское празднование с 1 марта

    Вместе с христианством на Руси появилось как новое летоисчисление от сотворения мира, с новым годом начинавшимся 1 марта, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев.

    В районах средиземноморской культуры у земледельческих народов празднование нового года, вполне естественно, связывается с предстоящим началом полевых работ. Самое наименование месяцев календаря греко-римского средиземноморья указывает на счет времени земледельца, примечающего посев и уход за ним. Год начинался мартом, от которого шло времяисчисление.

    Решая вопрос об исконности мартовского нового года у восточных славян средней и северной Европы, необходимо принять во внимание особенности климатических условий, с которыми связываются сроки начала и конца полевых земледельческих работ. В средней и северной России март не был и не является датой начала полевых работ. А в южнорусских областях март имел значение почти тождественное с соседним средиземноморьем.

    Тем не менее, в средневековой Руси до 1348 года (или конца XV века) новый год справлялся именно 1 марта, а параллельно этой дате праздновались январские дни, сопровождавшиеся многочисленными народными обрядами, вызвавшими такую долгую, упорную, но безуспешно борьбу светских и духовных властей. По крайней мере, для средней и северной Руси - для территории, на которой складывалась русская народность, было характерно одновременное проведение новогодних обрядов, приуроченных к зимнему солнцевороту, и наличие официальной даты нового года, считаемой до 1348 года 1 марта.

    Указание на рождество Христово как на начальную дату, при обязательном в русском средневековье общем счете времени от сотворения мира, может быть понято единственно как отзвук дохристианских празднеств дней непобедимого солнца, сохранившихся в народном быту. Значение солнцеворота, как даты начала нового периода, подчеркивается летописными свидетельствами.

    Связанность названий месяцев с местными природно-климатическими условиями и с трудовыми процессами отражает столь важные для полевых работ колебания в похолодании и в потеплении на севере и юге Европы. Если период зимнего возрождения солнца остается незыблемым у разных народов, то период весеннего пробуждения природы, ее первоначального расцвета, времени начала полевых работ имеет разные даты. Мартовская дата как исходный пункт европейского календаря была естественна в южной Европе.

    Календарь средиземноморья, вместе с распространившимся христианством, был перенесен в центральную и северную Европу, отслоившись в официально принятых и утвердившихся греко-римских названиях месяцев. Параллельно с официальным календарем продолжал жить народный, основывающийся на сроках работ и наблюдениях за состоянием природы, содержащие свой особый счет времени. Славяне средней и северной Европы сочетали захожее времяисчисление со своим, сохранив традиционный счет времени и в названиях месяцев и в обрядовых действиях, начиная их с дохристианского зимнего празднества, отмечающего время возрождения света.

    Несоответствие мартовского нового года трудовым процессам в областях формирования русской народности заставляет видеть в нем заносное явление. Чуждость марта как новолетия быту и трудовой деятельности русских подчеркивается почти полным отсутствием обрядов, приурочиваемых к этой дате. Возможно, март в значении новогоднего времени был перенесен на север и, в первое время существования северо-восточной Руси, праздновался в ней, несмотря на явное несоответствие местным условиям жизни и народным традициям.

    Перенос начала года на 1 сентября

    Как уже выше упоминалось, по одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

    При этом не учитывалось, что акцентирование библией сентября, естественное и нормальное в климатических условиях местностей формирования «священного писания», не соответствовало условиям жизни в среднерусской полосе. Для русской деревни сроки окончания полевых работ приходились не на конец августа, а на конец сентября. Соответственно этому начало нового (зимнего) периода в годовой жизни крестьянина приходилось на октябрь и отличалось датой христианского праздника - покрова.

    Реформа системы календаря проводилась в XIV веке на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллельно гражданскому новому году.

    В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. «Рече Господ к Моисею, рцы сыном Израилевым месяца седьмого (сентября по европейскому исчислению), в первый день месяца, да будет вам покой, всякого дела работая не сотворите во всех селениях ваших, и принесите всесожжение Господу. - « Шесть дней делай, в день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему, да не сотвориши всякого дела в осьмой. Тако и месяц седьмый благослови и освяти его, и повелел людям своим почити в нем от дел своих». «Месяца седьмого сего, егда окончается жита земли, да празднует Господу.

    Сентябрь был достопамятным по важным событиям для всего мира, сделался предметом набожного воспоминания. В этом месяце остановился Ноев ковчег на араратской горе; пророк Моисей вторично сходил с горы Синайской, неся новые скрижали, с начертанными на них законами; воздвигнута скиния Господня и Архиерей великий приносил во Святая Святых, однажды в год бескровную жертву; каялись люди в грехах, изнуряя себя постом и смиренным всесожжением перед Богом; освящен чудесным великолепием и роскошью храм сионский, построенный царем Саломоном, и внесен сюда кивот Завета; собрались в Иерусалиме все колена Израилевы, и праздновали по повелению Господа : « субботы суббот да будет вам седьмый месяц, и смирите души ваши перед Господом».

    Когда израилетяне отправились в обетованную землю, тогда по повелению Божиему, они обязаны были праздновать в этом месяце каждый пятидесятый год, и не убивать никаких животных; ни орать, не засевать полей; ни собирать винограду, ни плодов от садов, чтобы все оставшееся было в пищу убогим людям, птицам и зверям. «Возвестите трубным гласом во всей земле вашей, и освятите лето, пятидесятое лето, и разгласите оставление на земле, всего живущим на ней: ни сеяти, ниже жати будете, еже само произникнет на ней, и да не объемлиши освященных ся, но да ясти будут убозие языка твоего; останки же да снедят звери дикие, тако да сотвориши винограду твоему и масличию твоему».

    В это пятидесятое лето отпускали рабов на волю, прощали долги и совершали очищение от грехов. Пятьдесят лет разделяли на семь седьмиц, седьмой год именовали суббота и покой, и всегда он приходил в сентябре месяце.

    Новый год стали вести с первого сентября, начальный день его стал праздником Симеона первого столпника, совершаемый доныне нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

    В. К. Иоанн III велел всем имеющим жалобу являться на судный срок в Москву, в день Симеона летопроводца. Если воеводы, окольничьи, старосты не могли решать судебных дел или осудить уличенных в преступлении, то решались в Верховной Думе, часто самим Царем, почему и говорили раньше Бог да Государь. Уличенному в преступлении объявлялся приговор, обыкновенным выражением: пойман ты есть Богом и Государем Великим, от чего вошло в пословицу: ведает Бог да Государь.

    Не явившиеся к ответу в срок, признавались виновными, и давалось знать о том воеводам, наместникам и прочим правительственным лицам, о приведении в исполнение наказания, что называлось: чинить правже. Оправданному в преступлении давалась правая грамота. Для явления на суд, определялось три срока в году: Рождество Христово, Троицын день и Семенов день. К Семенову дню вносились оброки крестьянские, пошлины и срочные платежи. Царь Иоанн IV тоже определил срочный оброк, в день Семена летопроводца.

    Интересно, что создание самих календарных систем связывается с необходимостью урегулирования сбора налогов на государственном уровне. Так, например, в восточной и западной Римской империи система индиктиона, в 3 веке представляла ежегодную подать, размер которой определялся цензом, вычислявшимся один раз в пять лет , и переписью населения, производившейся один раз в 15 лет . С 312-313 года периодичность индиктиона в 15 лет легла в основу летоисчисления.

    В канун нового года благовестили (т.е. были в колокола) повсюду в Москве, и отправляли вечерню по уставу. Патриарх облачался и служил молебен; все стояли с зажженными свечами. В заутреню раздавался снова благовест, а после нее благовестили в главный колокол. До полудня народ стекался на Ивановскую площадь, между Архангельским и Баговещенским соборами. Там ставили два налоя с поволоками; на одном из них лежал образ Симеона Столпника. По правую сторону от Благовещенского собора, устраивали для царя место с поволоками, а другое для Первосвятителя, с коврами. Патриарх Филорет, отец венценосного Михаила Федоровича, совершал торжественное моление.

    По отслужении утренней обедни в Успенском соборе, выносили Святые образа и хоругви, через западные двери: Патриарх шествовал в великолепной одежде, со всем духовенством, останавливался перед церковными воротами на восток и начинал молитвословие: « о еже благословите Господу венец лета, благостию своею». После молитвословия Царь целовал Святое Евангелие, а потом Патриарх благословляя его осенением Животворящего Креста, и спрашивал о его здоровье. Затем оба отправлялись на Красную площадь, в сопровождении священного пения и бесчисленной толпы народа. Тут начиналось молебствие с водоосвящением по окончании его.

    Патриарх приветствовал монарха: «Государь, Богом венчанный? Царь и Великий Князь, обладатель многих Государств и Самодержец всея России? В настоящий день нового лета мы молились Собором о вселенском устроении и благосостоянии Святых Божиих церквей, а вашем многолетии, Государь, бояр, Христолюбивом воинстве и о всем Православном Христианстве, и чтобы Господь Бог даровал Вам, Великому Государю, и Христолюбивому нашему воинству: крепость, храбрость, победу и одоление видимых и невидимых врагов: возвысил бы Вас Господ Бог над всеми иноплеменными народами, покорил бы к стопам Вашим всякого супостата, и царство устроил бы во благоденствии. Дай, Господи, чтобы Вы, Государь, наслаждались здоровьем с Государынею Царицею и со всем Вашим домом, со всем освященным Собором, боярами, Христолюбивым воинством и со всеми Православными Христианами. Здравствуй Государь, в нынешний год и на многие лета!»

    Поздравив царя с новым годом, Патриарх окроплял Святою водою, и возвращался в Успенский собор для совершения обедни. Государь же поздравлял всех окружающих его и народ, который отвечал громогласно: «здравствуй на многие лета, надежа Государь!». После сыпали в толпу народа мелкие деньги: богатые люди рассылали по приютам милостыню: другие посылали от себя кушанья, всякого рода хлеба: калачи, коржи, пироги, пряники и прочее;: снабжали с изобилием жизненными припасами, наделяли бедных одеждою и приютом, и новый год ознаменовывался благочестивыми делами. Колокольный звон Ивана Великого возвещал о наступлении нового года, в продолжении целого дня.

    Встреча нового года таким же обрядом совершалась и во времена Петра I, который в последний раз торжествовал в 1699 году по древнему обычаю, на большой Ивановской площади. Он сидел на престоле, в царском одеянии, и принимал поздравления от Патриарха Адриана, придворных, гражданских, военных чинов и всего народа. Один немецкий путешественник, бывший в Москве в царствование двух Государей: Иоанна и Петра, так описывает встречу нового года: «на Кремлевской площади сидели оба Царя, на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ.

    Патриарх взошел на возвышенное место, окропил их и все собрание святой водою, дал Государям целовать крест и пожелал им долголетия и счастливого царствования. Потом обратился к народу, поздравил его с новым годом и просил Божьего благословения во всех добрых делах. Народ отвечал: «аминь! Аминь! (воистину, воистину)». Бояре, сановники и присутствовавшие иностранцы спешили поздравить Царей с новым годом. По принятии поздравлений, Цари возвратились в Кремлевский дворец.

    С истечением XVII столетия прекратилось празднование Царями нового года среди своего народа; но Церковь доныне празднует новолетие в первое сентября, которое в народе превратилось в бабье лето, сопровождаемое особыми забавами и увеселениями.

    Обычай поздравления друг друга с новым годом появился у нас не ранее XVII века. До этого времени он составлял церковный и торжественный обряд для Царей, коих наши Святители поздравляли всенародно на Красной площади. Князь Курбский , любимец Иоанна IV и бежавший потом от его гнева в Польшу в середине XVI века осуждает обычай поздравления с новым годом, считая его противным христианину, и думает, что это поругание, а не оказывание чести: «Неистов тот, кто поздравляет человека, наилучшее создание Божье, с бездушным новым годом... Годы и времена, назначенные на служение человеку, суть бездушные. Как можно желать здоровья человеку, бесчувственными предметами? - Перекрестись, образумься, прокляни дьявола и впредь не поздравляй».

    Перевод начала года на 1 января

    «С 1700 года введен у нас новый год. Петр I желая согласить с прочими европейскими народами начало года, отменил счисление от сотворения мира, и постановил указами 1699 года от 15-19 декабря ввести летоисчисление от Рождества Христова, год с 1-го января и писать гражданскими числами. Повелевалось новый год начать повсюду торжественным молебном, с колокольным звоном, пушечною и ружейною пальбою, и чтобы все, с наступлением праздника, поздравляли друг друга; в Москве же готовились встретить его с особыми обрядами.

    Накануне нового года улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начались во всех церквях всенощная, а поутру обедни, после которых отправлялось молебное пение, при колокольном звоне с испрашиванием благословения Божьего на новоначавшийся год. В то время, бывшее в Москве войско, выступало строем из разных частей города и шло с распущенными знаменами, барабанным боем и воинскою музыкой в Кремль.

    Государь, расставив войско на Ивановской площади, отправился со всем двором и вельможами, одетыми в великолепные одежды, в Успенский собор, для слушания Божественной литургии, которую отправлял рязанский Метрополит Стефан, со всем духовенством; по окончании службы он говорил проповедь, доказывая ею необходимость такой перемены. После проповеди, святитель Стефан со всеми архиереями и многочисленным духовенством, совершал благодарственный молебен с коленопреклонением.

    При возглашении Монарху и всему Царскому дому многолетия, начался колокольный звон во всей Москве, пушечная пальба и троекратный беглый огонь от расставленных полков. Государь поздравлял всех с новым годом, и сам от народа принимал поздравления. Потом он угостил пышным столом первенствующее духовенство и всех знатных русских и иностранных особ. Последние находились за столом со своими женами и дочерьми; во время обеда играла музыка, сопровождаемая хором придворных и патриарших певчих.

    Для народа были выставлены перед дворцом и триумфальными воротами разные кушанья и чаны с пивом и вином. Ввечеру улицы и дома были освещены разными огнями, а немного позже, перед дворцом и в разных частях города сожжены фейерверки и потешные огни, в сопровождении многочисленных пушечных выстрелов. Потом во дворце был великолепный бал и ужин, и сим заключалось торжественное введение нового года. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но после он и многие знатные стали роптать, не понимая: как Государь мог переменить течение солнца! В предположении, что Бог сотворил весь мир в сентябре месяце, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю.

    В эпоху преобразования России Петром I личность народная сильно изменилась от влияния европейского образования, многие старые обычаи в городах вытеснялись новыми, иноземными, или запрещались Царскими указами.

    К этому времени можно отнести начало повсеместного празднования в российских городах Елки. В России в сельской среде не засвидетельствован обычай рождественской елки. Этот обычай занесен к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов - березка. Поэтому обычай этот всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя елка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям.

    Возжигание ее на рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом елки как дерева, хранящего летнюю зеленую окраску даже зимой, и следовательно, обладающей какой-то особой способностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась елка.

    В Европе существовал с давних времен связанный с елкой обычай, одаривать детей какими-нибудь подарками перед Рождеством Христовым и на Новый год.

    Какие же черты приобрело в России празднование Елки? Для празднования избирали преимущественно дерево елку, от коей детское празднество получило наименование. Елку обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после забав. Богатые празднуют с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную елку вышиною в 3 1/2 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ею были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами и разнообразными фруктами.

    В десять часов вечера стали съезжаться дети, их привозили маменьки и взрослые сестрицы. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. Танцы начались детьми, а кончились сестричками. По окончании вечера, пустили детей срывать с елки, все то, что висело на ней.

    Детям позволяется влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка эта стоила около 50000 рублей.

    Нет семейного дома в Петербурге, где бы ни праздновали елки. Есть еще обычай, что дети в этот день и новый год, читают поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают непритворную любовь к ним, желают им наслаждаться здоровьем, долго жить и заключают тем, чтобы их одаривали. Елка доставляет детям веселое препровождение времени. Она первоначально появляется в Москве в середине XVII века, а оттуда перешла в Петербург в царствование Петра I.

    Канун Нового года известен во всей России под именем Васильева вечера, в который провожают старый год с возможным весельем, чтобы новый год был счастливым.

    Новый год или новое лето стали принадлежать к числу гражданских праздников. У многих вошло в обыкновение провожать старый год пирушками. Накануне нового и в самый новый год, одаривают детей незначительными подарками, слуг и бедных людей. Чиновники осыпаются монаршими милостями, повсюду радость и надежда на новое лучшее.

    Несмотря на 40 лет борьбы старины с новизною не везде и не совсем истребились прежние суеверия язычества. Сам преобразователь иногда невольно обращался от чужеземных забав к русским потехам, давая простор русскому уму, в Святые вечера он с любимцами своими святочничал переряженый, славил Христа по домам и совершал другие старинные обряды.

    Многие старинные новогодние обряды доживают до начала XX века. Когда Октябрьская Социалистическая революция, вместе с социальными преобразованиями, коренным образом меняет народное мировоззрение, меняется и отношение ко многим праздникам. Новый год сохранился как праздник, сохранился и обычай детского празднования Елки. Возможно, именно с этого времени в России Новый год считается самым веселым, долгожданным и радостным праздником.

    С исторической же точки зрения, праздник Нового года дошел до нас в обезжизненном «элементарном» виде. Некогда он был единым великим действом, в котором торжественные шествия, ношения священных символов, трапезы, песни, игры, хороводы, гадания, магические действия были сплавлены в одну мистерию, в которой человек вместе с миром переживал его стихийный катаклизм, заканчивал один и начинал другой цикл жизни в природе.»

    Источник

    Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

    Другие новости по теме:

    Просмотров: 6415 | Дата: 30 декабря 2011  Версия для печати
     

    При использовании материалов сайта ссылка на storyo.ru обязательна!