Информация


  • Молодежный патриотизм в современной России (продолжение)

    Проблема патриотизма в России целиком и полностью заключается в ментальных особенностях людей. Одна из проблем заключается в том, русские люди не привыкли себя любить и часто расплёскивают себя, свою энергию по всему остальному миру, что представители других наций далеко не всегда ценят. Космополитизм, о котором писали еще поэт-классик А.С. Пушкин и многие русские философы XIX – начала ХХ вв., не всегда приемлем в контексте международных отношений нашей страны.

    Молодежный патриотизм в современной России (продолжение)

    Как заметил один глубокомыслящий человек, «русский человек никогда не боялся умирать, теперь надо научиться не бояться ЖИТЬ». Это, действительно, так. Нельзя однозначно определить, кто бoльший герой: тот, кто сгорел в геройском подвиге в одночасье, или тот, кто продолжает кропотливо трудиться на благо Родины каждый день. Очевидно, стране нужны люди и с тем, и с другим типом решительности и самоотверженности.

    Другой, не менее важной проблемой является то, что в последние десятилетия были настолько расшатаны фундаментализм и консерватизм отечественного мышления, что привели не только к положительным результатам, отображающим отказ от грубой необработанной «топорности» и излишней закостенелости менталитета, но и к формированию тотального отказа от нацеленности на долгосрочные стратегии развития страны.

    Когда большинство людей под гнётом псевдозападной и псевдоамериканской идеологии, заполонившей кино- и телеэкраны, перестаёт быть настроенным на Жизнь (именно с большой буквы!) в России, а, вместо этого, намерено просто «нахапать денег», «урвать кусок» и «свалить за кордон», то это на корню понижает шансы на выход нашей страны из кризиса. Для того, чтобы воплотить благородную идею в жизнь, в нее надо ВЕРИТЬ, а эта вера очень часто отсутствует в контексте деятельности различных молодежных организаций, финансируемых Кремлём (или объединениями, пытающимися выступать от его имени), и, вполне возможно, просто «отмывающих деньги» на ажиотаже вокруг патриотической идеологии (или вернее – болтологии).

    Как отмечает в своём аналитическом исследовании российских молодёжных организаций Т. Становая, «2005 год стал рекордным по появлению в России молодежных организаций. Молодёжь привлекают и правые, и левые, и Кремль, и “Единая Россия”. Конкуренция на рынке молодежных организаций резко ужесточилась. Всё это является следствием “цветных революций” в Грузии и Украине, где именно молодёжь стала “ударной силой” улиц. В то же время молодёжь продолжает оставаться по большей степени аполитичной, что влечёт за собой проблемы её мобилизации. В целом для анализа существующих сегодня в России молодёжных организаций можно использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и политическая “окраска”.

    Всего получается четыре вида молодёжных организаций: работающие в интересах власти, среди которых, условно говоря, консервативные движения – “Молодая гвардия”, “Наши”, “Россия молодая”; работающие в интересах власти “патриоты”, чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория – оппозиционные молодежные организации – левые (СКМ, АКМ) и правые “Оборона”, “Да!” и множество других. Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес-проекты (“Пора”, московское отделение “Идущих без Путина”, “Мы”)».

    Как видно, молодёжных организаций «патриотического» толка в современной России, по сравнению с формировавшим единообразность мышления и поведения Советским Союзом, достаточно много. Молодым людям не обязательно, как раньше, придерживаться только социалистических-коммунистических взглядов – кажется, есть из чего выбрать в идеологическом плане и в чём себя реализовать, но так ли это? Если ни одна из «патриотических» политических или околополитических организаций не подтвердила даже с течением 5 лет – а это достаточно большой срок для утверждения своего авторитета! – свою порядочность и эффективность, то выбор неофита так или иначе скатывается к индивидуализму и защите интересов ограниченной группы по-настоящему близких людей.

    Плакатными лозунгами уже никого не удивишь, но часть людей всё же идёт в упомянутые организации, прельщаясь «халявной» футболочкой, бесплатным проездом в Москву на очередную околополитическую тусовку и т.д. Спонсоры таковых мероприятий, обильно отмывающие на этом своевременно выкраденные бюджетные средства, проституируют своей властью, постоянно меняющиеся неофиты – своей свободой политического самовыражения. Все, казалось бы, довольны, но… если применить довольно старое сравнение развития страны с движущимся локомотивом, то выясняется, что состав давно стоит на месте без топлива и рельсы заржавели. Меняются только нарисованные на картоне декорации за окнами – как в старых фильмах, когда ещё не было компьютерной графики.

    Я видел всё это в качестве независимого приглашённого эксперта изнутри и могу с полной на то уверенностью говорить, что намного больше настоящих патриотов участвует в секциях постижения боевых искусств (самые характерные примеры – русский рукопашный бой и японское полноконтактное каратэ), скромно совершенствуется, делая тем самым мир лучше хотя бы на одного человека в своём лице, а не размахивает попсовыми плакатами на площадях (причём не по делу, ибо ни разу не видел, чтобы поднимались, например, серьёзные вопросы финансирования бюджетных работников или пенсионеров).

    При этом следует подчеркнуть, что нами были перечислены лишь наиболее легитимные из существующих (или уже отмерших на момент написания этой работы) молодёжных организаций, верхушка айсберга, под которой скрывается огромный маргинальный резерв, время от времени заявляющий о себе на улицах и в СМИ хамством и хулиганскими выходками представителей НБП или других «структур». Слово «структура» не случайно взято в кавычки, ибо в голове почти у каждого из этих людей царит хаос.

    Томас Гоббс писал о том, что «человек человеку волк» – то же самое можно сказать о соотношении различных молодёжных организаций. Что характерно, заявленные названия зачастую дополняются на практике полнейшей антитезой: антифашизм, к примеру, способен перевоплощаться в самый настоящий фашизм, в антигуманность и псевдоэлитизм. Молодым людям часто невдомёк, что партийная принадлежность или полная аполитичность не столь важны, сколь важны целостность и эффективность развития страны. Межкультурные контакты, например, с людьми из Германии показывают, что там люди давно уже не заботятся о том, какая партия, что называется, «у руля». Все партии обязаны заботиться об интересах всех порядочных граждан без исключения. Здоровый гражданский патриотизм не зацикливается на узких рамках партийности, национальности или конфессиональной принадлежности.

    При этом вполне логично, что «гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, “уничтожая” другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто “страну”, можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну». Без позитивного личного примера старшего поколения младшие поколения вряд ли будут достойными преемниками в поднимании могущества и авторитета страны.

    Что интересно, представители студенческой среды тоже весьма активно могут обсуждать анализируемые нами проблемы патриотизма. Далеко не все безучастны и аморфны, о чём свидетельствуют некоторые курсовые и выпускные квалификационные работы (хотя, к сожалению, часть из них по сути своей является всего лишь плагиатом). Как пишет один из таких неравнодушных молодых людей, «патриотизм у современной молодёжи переживает не самые лёгкие времена.

    Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”. Перечисленные проблемы могут и должны решаться не завтра и не в следующем году, а прямо сейчас. Россия должна либо духовно возродиться, либо исчезнуть. Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении».

    Как справедливо отмечает С.Ю. Иванова, «в переломные эпохи, когда идет смена ценностных ориентиров, меняются социальное положение и интересы всех слоёв и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придаёт смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться». Вполне естественно функцию развития патриотизма в стране реализуют ВУЗы – храмы науки, без существования и развития которых утверждение Истины и Справедливости в этом мире невозможно. Получается, что, несмотря на весь лишний пафос и большое количество проблем, социальный кризис в России – это всего лишь очередная проверка на прочность, шанс в очередной раз отделить зёрна от плевел.

    Эта «проверка» весьма сурова, и только настоящие патриоты, стремящиеся к истине и справедливости, закончив аспирантуру, посвящают себя научно-педагогической работе. Действия же много обещающих, но мало делающих для развития науки и образования представителей правительства апатриотичны. Субъекту, который год подряд занимающему должность министра образования в нашей стране, давно пора в отставку, и среди десятков и сотен людей, с которыми я общаюсь, нет НИ ОДНОГО, кто бы встал на его сторону. Сейчас непросто выжить, даже работая в своём родном университете на 1,5 ставки и параллельно подрабатывая в других учебных заведениях.

    Цивилизация, в процессе развития которой перестаёт цениться интеллектуальный труд и грузчик начинает получать финансовых средств за свою работу больше, чем учёный, сама себя обрекает и на дальнейшую дегенерацию. Современный педагог, живущий ЧЕСТНЫМ трудом, всё время находится в состоянии, близком к пограничному. Если проводить исторические аналогии, то мы живём и развиваемся подобно средневековым японским самураям, перешагнувшим мост жизни и смерти.

    «XXI век – век информации», – с этим уже никак не поспоришь, а посему основной упор на развитие патриотически-ориентированного российского молодёжного менталитета следует делать через средства массовой информации. Что нам и нашим собратьям должны вещать с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, из радиоэфира и других источников СМИ? Не только то, что мы живём в трудное, кризисное время. Главное – не просто раскрыть сущность проблемы (что, вообще, редко делается для рядовых граждан, которым, наоборот, пытаются ещё больше «запудрить мозги»), но и показать возможные пути решения этой проблемы, учитывающие реальные пространственные, временные и человеческие ограничения.

    Каждый молодой россиянин должен поверить в то, что он – реальный субъект действия, в некотором роде даже Творец Истории, от которого напрямую зависит будущее его и его страны, а не марионетка в руках государственного или нелегального бандитского аппарата. Таким образом, пропаганда, агитация – это раз.

    Безусловно, свою лепту в формирование нового патриотически-ориентированного молодёжного стиля жизни в России должны внести педагоги, учителя, тренеры спортивных секций, руководители кружков по интересам. Никогда не снималась и не снимается ответственность за решение этой задачи с родителей – непосредственных инициаторов появления этой самой российской молодёжи на белый свет. Личный пример наставников, в том числе родителей, – это два.

    Третий аспект – необходимо организовывать политические заседания, дебаты, обсуждения законопроектов среди молодёжи. И не надо улыбаться: наша молодёжь (в лице её наиболее неравнодушных представителей), в силу того, что власть предержащие субъекты в постсоветские годы её просто «кинули», политизирована до предела, как ни в одной другой развитой стране, где порядок и соблюдение закона всеми давно уже стали нормой. Потребность в подобных мероприятиях уже давно актуализирована и частично реализуется. Если мы сами не сделаем свою страну лучше, за нас этого никто не сделает.

    В Советском Союзе Человека как такового учили думать весьма специфическими способами: власти нужен был послушный «винтик». Сейчас же нужно не просто думать, а соображать, и притом довольно быстро, чтобы тебя не «кинули» те, не обманули эти… Возможно, следует возродить некоторое подобие древнего новгородского веча – это будет только на пользу: когда точно знаешь, кто, о чём и как думает – с людьми намного легче работать (как в педагогическом, так и в любом другом организаторском плане), чем с абстрактной безликой массой. Таким образом, с молодёжью нужно заниматься постоянно, организованно и целенаправленно.

    В-четвёртых, необходимо всерьёз взяться за «нашу» рекламу. Что касается Великого Новгорода, в котором я живу 27 лет с самого своего рождения, то могу с полным на то правом сказать: реклама общественно полезных мероприятий у нас поставлена отвратительно. Всё диктует шоу-бизнес: о том, что приезжает «глюкоза», «мимоза» и тому подобные персонажи узнаёшь за битый месяц; а о реальных мероприятиях, сплачивающих дух нации, как то спортивных состязаниях, выступлениях культурной элиты и т.п. узнаёшь (если вообще узнаёшь) буквально в последний день. Кто-то скажет: да молодёжи это не нужно, ей более интересно смотреть, как нечто размалёванное кривляется на сцене, чем развиваться самим. Правильно, потому и неинтересно, что поколение наших отцов, в своё время, не привило нашей молодёжи достойный вкус и радость работы над собой. Ценность труда ещё более-менее актуальна для моих ровесников, но далеко не для всех, а что касается лиц, едва достигших 17-18 лет, то об элементарном трудолюбии и говорить не приходится.

    Пора научить нашу молодёжь гордиться за свою страну, ценить себя и свой труд, не отдавать его за копейки отожравшимся «левым» (в смысле – чужим) дядям. Гордиться – не в смысле бахвалиться, а в смысле – уважать свои достижения и заставить их уважать других. Россияне никогда не были слабаками – они просто не всегда умели ценить себя по достоинству. Мы постоянно самих себя унижаем, скорее всего, в силу христианской привычки самоистязания, чем и пользуются иностранные проходимцы. Мы – не бедные и не несчастные, мы – свободный народ свободной страны. Всё, что нам нужно сейчас, – это научиться работать не только своими трудолюбивыми руками, но и своим мозгом. Именно человеческим мозгом, а не куриными мозгами! Надо научиться ставить себя на порядок выше всех, кто покушается на нашу независимость. Необходимо быть умнее, следует сформировать у молодёжи культуру мышления, культуру общения, культуру достойно побеждать, невзирая ни на какие трудности.

    Хорошим примером патриотизма могут послужить японские самураи, воспитывавшие своих детей с младых ногтей как настоящих мужчин, не боящихся никого и ничего (ни жары, ни холода, ни морального давления и т.д.), готовых в любую минуту отдать свою жизнь за Свою Родину. Да и мало ли примеров истинного, а не рекламного патриотизма в нашей отечественной истории; главное – воскресить их из незаслуженного забвения. В СМИ постоянно должны присутствовать ссылки на реальные исторические примеры – чтобы молодёжь знала, что эти данные берутся из реальной практики, а не с потолка, что они являются объективной данностью, а не данью субъективному идеализму.

    Такие специалисты в области гуманитарных знаний, как историки, должны не просто излагать молодёжи факты прошлого, но и проецировать их значение на настоящее и будущее. Каждый авторитет должен быть подтверждён на деле, а не только на словах. Молодёжь должна ориентироваться на следующую формулу: доверяй только тем, кто подтверждает свои слова своими же делами, – причём не только по праздникам ради парадного антуража, но и в серые тягостные будни.

    «Быть россиянином – престижно», – а кто с этим спорит? Те, кто – предатели, трусы и слабаки. Как можно верить горстке продажных эгоистов, когда у нашей страны такой огромный культурный и материальный потенциал? Для того, чтобы бороться с сознательно формируемыми предательскими стереотипами, нужно сознательно, целенаправленно формировать и поддерживать у российской молодёжи идеалы патриотизма, российской гражданственности и ответственности перед своим обществом. Решение любой подобной задачи в современном мире подразумевает наличие соответствующих технологий, которые необходимо задействовать.

    По существу, ценности свободы, справедливости и патриотизма далеко не новы и, как известно всем образованным людям, прошли достойную проверку временем. Вопрос в другом: как эти ценности донести и не расплескать попусту до нашей молодёжи? Само собой, каждая эпоха диктует свои условия игры. Что мы видим сейчас? Множество соблазнов, среди которых очень мало действительно чего-то позитивного, окружает подрастающее поколение, зовёт с недобросовестных ярких рекламных вывесок и устами таких же недобросовестных сверстников, погрязших в гуще полуподпольной ночной «жизни».

    Что такое «свобода» для современного подростка? Это – табак, алкоголь, наркотики, выражающие мнимую независимость от своих родителей и от общества в целом. Это – неформальные «тусовки», опрокидывающие классические идеалы гуманизма и ответственности за свои поступки. Это – групповые разбой и разврат на тёмных улицах, которые могут привести подростка (но, к счастью, не всегда приводит) к «быстрым деньгам». Все эти лживые установки впоследствии оборачиваются не свободой, а, наоборот, глубочайшим рабством – как физическим, так и психическим. Наевшись досыта этими издержками современной цивилизации, далеко не каждый без посторонней помощи сможет выбраться из этой выгребной ямы.

    Как сформировать новый патриотически-ориентированный молодёжный стиль жизни? Безусловно, без опоры на уже устоявшиеся и оправдавшие себя ценности это невозможно. Нужны не новые ценности – нужна их новая, адекватная настоящему времени, интерпретация. Да, молодёжи нужно отдыхать, развлекаться. Однако, досуг должен быть построен таким образом, чтобы наутро не трещала голова от перепития и не приходилось судорожно вспоминать, чьи телефоны появились в записной книжке. Личностные взаимоотношения между молодыми людьми зачастую зарождаются на идиотских дискотеках в силу того, что городская администрация коммерчески не заинтересована в создании нормальных молодёжных клубов для знакомств.

    Немаловажен и такой элемент в отношениях молодёжи и людей более старшего поколения, как язык, на котором общаются те и другие. Многим преподавателям стоило бы основательно изучить молодёжный сленг, чтобы не возникало недопонимания (которое в ряде случаев может быть ещё хуже, чем непонимание вообще). Задача не в том, чтобы приспособиться к прихотям современных подростков, а в том, чтобы реально состыковать строгий академический язык, перегруженный научными терминами и оборотами, и жизненный разговорный стиль, требующий более адекватного выражения.

    У каждой уважающей себя страны есть герб, флаг и гимн. Так почему же мы так редко видим эти атрибуты нашей государственности? Почему бы ни начинать рабочее утро, как в добрые (в этом плане) советские времена, с гордо звучащего по телевизору и по радио гимна? Почему бы ни развесить бело-сине-красные флаги в каждом учебном кабинете и на каждом учебном заведении? Если, в первую очередь, мы сами себя не будем уважать – нас никто не будет уважать!

    Кто разрешил показ (причём неоднократный) по центральному телевидению сериала «Бригада», открыто пропагандирующего паразитарный бандитский образ жизни? Кто выпустил на киноэкраны страны «Бумера», содержащего аналогичную суть? Кто теперь будет отвечать за тот бардак и разлад в душах подрастающего или уже подросшего поколения, которые были произведены этими «шедеврами»? Молодёжь ведь всё воспринимает напрямую, и насилие в том числе, о чём свидетельствуют уголовные хроники, события, подхлёстнутые со стороны плодящего иллюзии кино. Нужно развивать практическую, прикладную этику не только в университетах, где обучаются уже почти полностью сформированные личности, моральный уклад которых трудно перестроить, но начиная с детского сада. Опять же, личный пример педагога, слова, подтверждённые делом, – иначе ничего не выйдет. Причём не просто пример, но именно незаметное, ненасильственное подталкивание молодёжи к собственной инициативе на данном пути. Лучше один раз сделать самому, чем сто раз увидеть со стороны других.

    Далеко не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы осознать, что «в историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которая особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознаётся, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности». Гуманитарное знание – это знание о Человеке и направленное на Человека, на конкретную Личность, а посему никакие абстрактные разглагольствования никогда не помогали и не помогут.

    Нужна цензура, но не в форме палки над головой, как то было в СССР, а в качестве внутреннего мерила, проверяющегося в твоей собственной жизни. Комитет культуры, Управление по молодёжной политике должны контролировать все досуговые мероприятия для молодёжи. Избираться в эти органы должны самые достойные люди, ибо работа с людьми – это работа с самым важным ресурсом на сегодня. Человекообразных существ вокруг много, Людей как таковых попросту не хватает.

    Для того, чтобы говорить о молодёжном патриотизме, мы должны обращаться и к примерам патриотической (или выдаваемой за таковую) деятельности старшего поколения. В новостном блоке на сайте партии «Единая Россия» мы узнаём, что «в Саратовском региональном отделении Партии “Единая Россия” состоялось очередное заседание политического клуба регионального отделения партии “Единая Россия” на тему: “Нужен ли современной России патриотизм?”». Является ли такая постановка вопроса корректной? Если кто-то сомневается в необходимости для страны патриотизма, то тем самым он сомневается в необходимости своей жизни на этой земле.

    Логически получается одно из двух: а) либо люди, ставящие вопрос таким образом, являются склонными к суициду, не способными к выживанию и развитию; б) либо они попросту не намерены жить здесь и сейчас; возможно, их прельстили другие «пенаты»… Настораживает и то, что Россия в заголовке указана по непонятным для нас причинам с маленькой буквы. Такие погрешности редакторам официального сайта с многотысячной посещаемостью непростительны. Или это не случайность? Вопрос остаётся открытым… Я – не сторонник и не оппозиционер упомянутой политической партии, но такие очевидные ляпы считаю обязательными для рассмотрения...

    Окончание

    Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

    Другие новости по теме:

    Просмотров: 8526 | Дата: 7 марта 2012  Версия для печати
     

    При использовании материалов сайта ссылка на storyo.ru обязательна!