Информация


  • Молодежный патриотизм в современной России (окончание)

    В чём выражается Справедливость? Наиболее популярная трактовка такова: плати добром за добро и злом за зло. Каждому должно адекватно воздаваться по делам его – не больше и не меньше. Никакие «блат», лизоблюдство и мздоимство не должны допускаться ни в одну сферу жизни общества. То, сколь позорны эти пороки, должно постоянно высмеиваться и осуждаться в СМИ и со стороны педагогов, которые сами не запятнали этим свою честь.

    Молодежный патриотизм в современной России (окончание)

    Если PR(Public Relation) - технологии нагло и беззастенчиво используются недобросовестными политиками для своих узкоэгоистичных корыстных интересов, то почему бы ни использовать эти же самые технологии для благих целей – для формирования нового патриотически-ориентированного молодёжного стиля жизни?

    Россиянин – это свободный человек свободной страны. В чём это выражается? В «свободе от» и «свободе для». Главный учитель для каждого молодого человека – это его собственная жизнь, его живой опыт. Контроль извне рано или поздно ослабевает. Контроль внутри, самоконтроль, должен быть всегда, если, разумеется, человек хочет выжить и достойно победить в этой безумной современной гонке. Помогите подрастающему поколению понять это, и дальше она пойдёт своим ходом, а не за ручку, как калека. Свобода от тирании должна сочетаться со свободой для совершенствования Своей Родины. Раб не может быть патриотом, свободный же человек необходимо должен любить не только свою личную свободу, но и Родину, которая эту свободу предоставляет.

    В чём же, исходя из этого, смысл справедливости? В том, что гражданин своей страны заботится о Своей Родине для того, чтобы Она заботилась о нём. Добро за добро, – всё должно окупаться. Забота о Своей Родине в настоящий момент предполагает и наведение порядка в высших эшелонах власти, прогнивших и коррумпированных. Родина – это не только государственный аппарат, который, как и всякий другой аппарат, может давать сбои, но это ещё и всё то, что мы сами создаём каждый божий день. Если опустить руки, они отвалятся от безделья; если не развивать своё мышление, оно атрофируется. Всё вышеизложенное каждый наставник, ответственный за своих подопечных, должен повторять на словах, объяснять и воплощать в жизнь на глазах у молодёжи каждый день.

    «Если долго мучиться, что-нибудь получится», – это относится и к формированию стиля жизни. На протяжении уже доброго десятка лет бюрократы вдалбливают нам в головы, что мы катимся вниз и выхода практически нет. Многие уже свыклись с этим и прожигают свою жизнь, так сказать, напоследок. Однако, у каждой монеты есть две стороны – если, наоборот, поднимать дух нации с малых лет, то и результаты будут соответствующими. На что мы настроим нашу молодёжь, то и получим. Внушение и самовнушение в данном случае играют колоссальную роль, несмотря на громадные материальные неудобства.

    «В здоровом теле здоровый дух». В свою очередь, и здоровый дух определяет разумное, целенаправленное использование тела. Сейчас много работы для тренеров физкультурных секций, но ещё больше работы для людей, занимающихся развитием гуманитарного знания в России. Поистине титанический труд необходим для того, чтобы вычистить «авгиевы конюшни», в которые превратился российский менталитет. Плохие дороги – это не нечто данное, а нечто заданное: заданное духом, находящимся в хаосе. Только диалектический подход, учитывающий особенности развития и духа, и материи, поможет при формировании нового патриотически-ориентированного стиля жизни.

    Если японскую молодёжь, начиная со средних веков, воспитывали так, чтобы у каждого из молодых людей была твёрдая уверенность: «Я – лучший в Японии!», то почему бы и нам не последовать этой традиции? Согласитесь, гордо звучит: «Я – лучший в России!». Очень приятно, когда каждый сызмальства занимается своим делом, и занимается им не для галочки в журнале руководителя, а с полной самоотдачей, никогда не забывая о качестве проделанной работы. Только при развитии полноценного гражданского самосознания российская молодёжь сможет стать достойным хозяином Великой Страны.

    Следует особо подчеркнуть, что «патриотизм и гражданственность – понятия соподчинённые. То и другое основано на отношении к своему Отечеству и требует знания его истории, преданности своей стране, своему народу. И то, и другое предполагают осознанную приверженность к сохранению и упрочению культурного наследия, национальных ценностей, межнациональных и межличностных отношений. Это, в свою очередь, способствует развитию у молодёжи исторического самосознания, а без него, как известно, не может быть государства, нации».

    Утрата национально-культурной памяти приводит к тому, что российские граждане далеко не всегда и не все могут поставить надёжный историко-фактографический заслон против официально транслируемой лжи. Один из вопиющих примеров таковой – постоянная, не прекращающаяся из года в год, реклама алкогольных напитков на общественном российском телевидении, причём не только в контексте отдельных коммерческих роликов, но и в сюжетных линиях большинства транслируемых отечественных и зарубежных кино- и телефильмов. Людям упорно навязывается мысль о том, что русские якобы издавна отличаются особой «любовью» к спиртному и всему, что с этим связано. Чем дальше, тем надёжнее эта катастрофическая фальсификация укрепляется в менталитете целой нации и тех людей, которые вступают в межкультурные контакты с нашей страной.

    Изучение данной тематики свидетельствует об обратном. Например, этнокультурологические экспедиции преподавателей и студентов НовГУ имени Ярослава Мудрого в Новгородской области, осуществляемые уже более 8 лет подряд, собрали немало воспоминаний старожилов, тех людей, кому около 80 лет от роду и больше. НИ ОДИН из них НЕ заявил о том, что Россия в конце XIX – первой половине XX веков страдала повальным алкоголизмом. Люди отживавшей свой век, но ещё достаточно мощной и крепкой в провинции традиционной культуры никогда не стремились уйти от реальности в сферу дурмана. Максимальная «доза» пива или слабоалкогольного хмельного мёда составляла не более 2-3 полулитровых кружек, да и то – только по праздникам. В будние дни могли выпивать только алкоголики, осуждаемые всем селом, и их были считанные единицы.

    О том же свидетельствуют и примеры советской научно-исторической и художественной литературы, из текстов которых мы узнаём о наркомовских «ста граммах» в период страшной войны, но не более того. Что касается произведений дореволюционной царской России, то ни пьеса А.П. Чехова «На дне», повествующая о самых «низах» общества, ни картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», ни многие другие широко известные отечественные образцы культуры отнюдь не указывают на наличие в те времена тотального, да, к тому же, поощряемого алкоголизма.

    Да, люди могли выпить «лишнего» в момент тяжелейших социальных или личностных потрясений (что мы видим, например, в биографии отдельных литературных героев Ф.М. Достоевского), но никогда это не воспринималось в качестве атрибута нормальной, полноценной жизни. Пара кружек пива в законный праздник, и не более того; всё остальное, проявлявшееся в отдельных случаях сверх меры, всегда и всеми расценивалось как социальная беда или личная трагедия человека. О подростковом же алкоголизме, который является сейчас частью повседневности, вообще не могло быть и речи; отдельные же исключения только подтверждали преобладающие правила.

    12 августа 2009 года на телеканале ОРТ президент Российской Федерации Дмитрий Медведев буквально с болью в глазах публично признал, что ни одна из последних мер по борьбе с российским алкоголизмом (в том числе и молодёжным) не привела к эффективному результату. Как выразился глава государства, «запретами ничего не решить»… Однако, о каких запретах идёт речь? Фактически более или менее были реализованы только запрет на сбыт алкоголесодержащей продукции крепче 18? после 23-00 и запрет на продажу алкогольных напитков несовершеннолетним лицам.

    Однако, до сих пор далеко не во всех торговых точках у подростков спрашивают паспорт или какой-нибудь другой документ, свидетельствующий об их возрасте. Почему так и не был реализован запрет на рекламу алкогольных напитков по общественным российским телеканалам или, что самое непонятное, хотя бы по таким массовым гигантам пропаганды, как ОРТ, РТР и НТВ?!? Каждый третий рекламный ролик не просто «сухо» знакомит зрителей с существующим статистическим спектром алкогольных напитков, но именно навязывает гражданину страны мысль о том, что, к примеру, пиво – это «лёгкий» душевный напиток, необходимый для того, чтобы приятно провести досуг с друзьями или найти таковых.

    В одном из телевизионных журналистских расследований глава крупнейшей компании по производству пива под торговой маркой «Клинское», ничуть не стыдясь и не морщась, заявляет о том, что он всего лишь даёт народу то, что тот хочет. Спрашивается, кто из нормальных полноценных людей хочет стать алкоголиком, начиная с безобидного, казалось бы, пивка? Даже те, кто уже подвержен таковой зависимости, далеко не всегда признаются в этом себе и другим… Тот, кто осмелится сказать, что телереклама приносит весьма значительную прибыль в государственную казну, тем самым нагло соврёт, потому что намного бoльшую прибыль государству и стране в целом приносило бы независимое от алкоголя трудоспособное и креативно мыслящее население.

    Таким образом, вывод напрашивается сам собой: пагубная для русского народа реклама алкоголя приносит определённый весомый доход неким узкомыслящим, стратегически не заинтересованным в процветании страны персонам, вследствие чего эти персоны ради быстрой наживы вопиющее господство торговцев смертью над мышлением граждан оставляют безнаказанным, несмотря на все свои властные полномочия.

    Таким образом, мы видим, что проблем, встающих перед патриотически ориентированной молодёжью, достаточно много, притом, что нами были проанализированы далеко не все из них. Отдельного рассмотрения заслуживают и такие социокультурные феномены, как «Русская идея», «Русский вопрос». Как отмечает ряд отечественных исследователей, русский вопрос в программных проектах российских партий и движений так и не получил адекватного решения из-за антиномичности его гражданско-правовой и этнокультурной трактовок, а также в силу гетерогенности форм современной российской идентичности (национальной, культурной, религиозной и т.д.), не учитывающих интересов государствообразующей нации и подменяющих их демографическое, социально-экономическое, культурное значение националистическими интерпретациями.

    Однако, следует отметить и положительные сдвиги в общественном сознании последних двух десятков лет. По данным исследования В. Федорова, «патриотизм – единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место – выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне – друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%). Таким образом, патриотизм оказывается вплетён в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка.

    Индивидуализация и приватизация – главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма». Утрированно транслируемый и воплощаемый коммунизм давно показал свою несостоятельность, коллективизация собственности и личностного пространства оказалась достаточно болезненным и во многом бесполезным (в ряде случаев, даже вредным) процессом для нашей страны, поэтому на придание личностной психологической окраски явлению патриотизма можно смотреть только с удовлетворением.

    Речь идёт не о том, что каждый волен толковать патриотизм по-своему, исходя из деструктивной установки «что хочу, то и ворочу» – нет, этим мы наелись на много лет вперёд! – а о том, что патриотизм должен быть дорог каждому как неотъемлемая часть его души, требующая уважения от социального окружения и соблюдающая уважение по отношению к личностно, а не только социально, значимым патриотическим ценностям сограждан.

    Подводя итоги, необходимо сделать акцент на том, что российский молодёжный патриотизм должен основываться не только на описанной широте души, но и на проницательности разума. Однако, этот разум не должен трактоваться в технократическом смысле: сколь пагубен этот технократический подход для культуры, а вслед за ней и для цивилизации, учёные и философы уже давно установили и обосновали. Русские люди никогда не боялись отдавать свою жизнь за Свою Отчизну, не страшились умирать. Теперь нужно научиться не бояться ЖИТЬ, причем жить ДОСТОЙНО, БОГАТО (в согласии с БОГОМ), СЧАСТЛИВО.

    Истинный патриот не живет одним днем – он выстраивает стратегию и отыскивает перспективы. Патриот не боится терять сиюминутные вещи – он боится не найти смыслы. Главное – найти себя, осознать свою уникальную роль в истории Своей Страны.

    Автор М.В. Гуреев
    кандидат философских наук, доцент

    Источник

    Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

    Другие новости по теме:

    Просмотров: 1958 | Дата: 7 марта 2012  Версия для печати
     

    При использовании материалов сайта ссылка на storyo.ru обязательна!