Информация


  • К вопросу о византийском влиянии на Русь

    Византийское влияние на Русь было длительным - на протяжении 600-700 лет, сильным и совершенно не постыдным, хотя нас пытаются "унасекомить", обвиняя в византийских замашках. В конце 9 века, когда молодая Русь попала под обаяние Византии, это государство, именуемое на самом деле и вполне законно Римской (РОМАИОН) империей, находилась в расцвете, на голову превосходя Запад и по технологиям, и по культуре.

    К вопросу о византийском влиянии на Русь
    Византийская икона

    Одних из самых важных влияний Византии на Русь было влияние культурно-языковое. Тут уж предоставим слово Пушкину: "Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность".

    Россия, кстати, приняла от Восточно-Римской империи не только религию, но и набор сопутствующих техник - зодчество, письменность (практически на родном языке), ваяние, музыку; к тому же церковная организация стала матрицей для новых социальных и политических институтов. Благодаря им Русь почти мгновенно стала самым большим и мощным государством Европы. России предстояло еще огромное количество тяжелейших испытаний, связанных с ее географией, климатом, геополитической ситуацией (изоляция от морских сообщений, открытость границ для вторжений со всех сторон, короткий сельскохозяйственный период и т.д.).

    Все она выдержит и сделается самым большим государством мира, - именно потому что пришедшее из Византии православие смогло впитать многие дохристианские представления, связанные с общинной земледельческой жизнью, и поддержало государственнические инстинкты русских. Образовалась специфическая Русская вера, которая на 1000 лет вперед придала русскому народу живучесть, терпение, сплоченность, уживчивость с инородцами, способность к самопожертвованию; она латентно будет существовать даже в официально атеистические времена, адаптируя коммунистическую идеологию. За это Византии особое спасибо.

    Запад, кстати, тоже много позаимствовал, а еще больше просто отнял у Византии, только с присущими ему лицемерием и лживостью упрятал этот вопрос под "ковер". Без мирных и насильственных заимствований из Византии не было бы и Возрождения - Ренессанс начался в тех регионах Западной Европы, в первую очередь, итальянских, что сперва являлись владениями восточно-римского императора (например, Венеция) и были наиболее связаны с Византией интенсивнейшими торговыми и культурными связями.

    Ренессанс распространился на Европу из Италии, из тех государств, что более всего нажились на грабеже Византии во времена 4 крестового похода (Венеция и Генуя), да еще выкачали огромное количество мозгов и ценностей из агонизирующей империи, когда она погибала под ударами с Запада и Востока. В свое время украдено было даже само название "Римская империя", титул Римского императора узурпировал франкский король Карл, именуемый Великим.

    Русь встретилась с Византией в то время когда она была страной большого торгового мореплавания, развитой строительной техники и искусства, великих городов, по сравнению с которыми парижи и лондоны были жалкими деревнями, стадионов, университетов (почему-то забывают, что византийские университеты были старше западноевропейских на 500 лет и имели гораздо большую долю светских наук), величественных соборов, огромных библиотек (я вот поражался свежести бумаги и качеству чертежей и миниатюр в византийских книгах, относящихся к 6-7 вв.), лучшей в мире медицины, источником законодательных норм для остального мира (достаточно вспомнить Свод Юстиниана, Эклоги, где проявляется стремление законодателей сделать юстицию безденежной и равно доступной для всех, Крестьянский закон, защищающего права крестьян-общинников, Градский закон, церковный Номоканон).

    Более того Византия была страной большей воли и больших прав у низших сословий, в сравнении с Западной Европой. Крепостное право (колонат, характерный для всей поздней римской империи) к 8 в. отмерло, на земле преимущественно сидели свободные общинники, которых поддерживали законы и императоры, в то время как вся Западная Европа была миром рабства и зависимости. Это в Европе бесправные рабы и полурабы - сервы - работали на господствующую знать, в значительной степени залетного, норманнского или германского происхождения, которое беспощадно их грабило, пытало, убивало. Западное общество представлял пирамиду вассалитета и зависимости. В этой пирамиде более слабые "закладывались" за более сильных (на латыни это называлось "комендацией"; отсюда, кстати, происходит слово "рекомендация"). Те, кто работал мечом, давал господину вассальную клятву.

    Как пишет историк Ф. Успенский: "Более слабые.., дабы избежать разного рода житейских невзгод, поголовно стремятся отыскать себе защитника в лице богатого и сильного соседа. Это весьма распространенный акт коммендации, которым лица низших сословий и состояний принимали на себя добровольную, по-видимому, зависимость, на самом же деле вступали в кабалу. Одни вступали в зависимость к королю, другие – к частным лицам. Кто искал защиты, тот обязывался к послушанию и разного рода повинностям и службе; кто обещал защиту, тот давал согласие оберегать интересы защищаемых. Этот обычай был таким общераспространенным и так согласовался с условиями жизни, что тогдашние законы, по-видимому, не допускали иного состояния, как зависимое."

    "... Бедность и невозможность пропитания, недостаток защиты от притеснений сильных соседей, тяжелые подати, воинская повинность и, наконец притеснения от местного сеньора-землевладельца, который творит неправый суд. Таковы были обстоятельства, точно указываемые в тогдашних кабальных и запродажных актах, которые приводили к коммендации".

    Нижние слои должны были приносить верхним слоям в жертву свои пот или кровь , верхние защищали нижние от враждебных феодальных кланов. А в своем основании такая европейская пирамида опиралась на бесправных обираемых сервов. В общем, более всего это напоминает структуру современной организованной преступности.

    В отличие от западно-европейской пирамидальной системы Византия 7-10 вв. представляла собой горизонтальную, которая позднее перейдет и на Русь. Императорские правительства боролись и боролись успешно против попыток крупных землевладельцев поработить крестьянскую общину.

    "Есть люди, которые, отрицаясь от своей духовной природы и Создателя, заботятся только о земных благах и временном благополучии. От таких людей, с жадностью гоняющихся за богатством и подверженных страсти стяжания, происходят все бедствия отсюда всякие замешательства, отсюда все несправедливости, отсюда великие и долгие страдания и стоны бедных. Но за бедных стоит сам Господь, говоря в Писании: ради мучения бедных и воздыхания убогих Я восстану... Ради того, имея намерение поправить, что было недавно совершено или дерзко предпринято против отдельных лиц, мы издаем настоящий закон, который послужит к устранению и искоренению ненасытной страсти любостяжания так, чтобы отныне уже никто не был лишаем своего, и чтобы бедный не испытывал преобладания сильных". (Император Роман Лакапин, 934 г.)

    "Он видел, что жадность людей ненасытных распространяется все более, что сильные люди прокрались в средину провинций и сел и угнетают там несчастных крестьян, что властели посредством насилия и различных хитрых уловок приобрели себе многие поместья. Что же делает мудрый государь? Он определил, что все богатые, со времени его провозглашения самодержавным государем (944) приобретшие покупкою, дарением или насилием поместья и поля в селах, должны быть изгнаны без всякого вознаграждения". (Современник о мерах императора Константина Багрянородного.)

    "Не должны ли мы сами вступиться, обуздать сильных, поддержать бедных в принадлежащих им правах, которые у них злым образом бывают отнимаемы или же похищаемы обманом?" (Император Василий II Болгаробойца).

    Правительство законодательно поддерживало принцип, что освободившийся крестьянский участок мог быть продан или передан родственникам или сообщинникам. Если сильный и крупный землевладелец завладевал участком в нарушении этого принципа, то правительство возвращало его общине даже спустя много лет. Более того, в случае оскудения общины соседние крупные землевладельцы обязаны были покрывать ее долги и волей-неволей защищали интересы крестьянского землевладения.

    А теперь пример из области военно-служилой организация. Восточно-римская империя к 8 в. перешла от использования наемных отрядов и союзных племен-федератов к системе, сочетающей территориальное и постоянное войско. В 10 в. империя делилась на 26 округов, называемых фемами (т.е.темами, в классическом произношении). Фема являлась гражданским округом во главе с губернатором-протонотарием, а также имела военную организацию, которую возглавлял стратиг (стратег). Она была по сути дивизией, формируемой по территориальному принципу, а в военное время поступающей под начало имперского главнокомандующего.

    Основой воинской службы фемы были военно-податные наделы. Для конников и моряков они были выше, для пехотинца - ниже. При недостаточности надела воина-стратиота его снабжали его "однокопейщики" (складчики). Уместно сравнить их с ранним русским поместным войском (тогда поместье еще не были закреплено в отчуждаемое продаваемое-покупаемое владение, а представляло лишь участок земли, выделенный из общинного поля на обеспечение службы воина) .

    Отдельно от фем существовали постоянные кавалерийские подразделения - тагмы, расквартированные преимущественно в столице, и постоянные пехотные полки, называемые нумерами. Тагмы весьма напоминают наших выборных дворян 16-17в, и еще более, гвардейские полки 18 в. Их воины получали жалование. Уже тогда в полках были военврачи - скривоны и депутаты.

    Военное ведомство под началом военного логофета являлось центральным учреждение, ведавшим мобилизацией военно-обязанных людей и финансами, выделенными на ВС. У нас будет существовать очень похожий Разрядный приказ.

    Все военные чины входили в Табель о рангах, продвижение по которому зависело от личных достоинств, так что и простой крестьянин мог дослужиться до высшего чина стратига (генерала).

    Кстати, когда император встречал фемное войско, стратиг, протонотарий и прочие архонты падали на землю, а вот все остальное войско оставалось на конях. И приветствовал он войско так: "Здравствуйте, дети. Как поживают невестки мои (имея в виду солдатских жен) и дети ваши."

    Немного отходя в сторону, замечу, что фемная военная система с некоторыми модернизациями подошла бы нам и сегодня. Заменив нынешнюю якобы всеобщую воинскую обязанность, представляющую на самом деле налог на бедных. Представим, что служить идут не самые бедные, а самые желающие, физически и морально подготовленные. Остальные же, скажем, на десятилетний срок (с 18 до 28 лет) облагаются "однокопейным налогом" в пользу реального военнослужащего, а военная служба ограничивается для них стрелковой подготовкой по месту жительства - на случай большой войны или проникновения диверсионно-террористических групп противника.

    Встает, естественно, вопрос. Почему погибло такое мощное государство, как Восточно-Римская империя?

    Территория Византии с самой эпохи Великого Переселения народов была проходным двором для движения огромных вооруженных масс из Азии в Европу и наоборот. И представляло помеху для этих движений. Кочевников и захватчиков гнали аграрные перенаселения и климатические изменения. Все эти массы были, само собой, привлечены сокровищами империи и в то же время использовали достижения военно-технологических революций того времени (например, у тюрков впервые появились стремена, мощный лук и легкая изогнутая сабля). А людские ресурсы Византии, на которые оно могла положиться - в первую очередь, эллины и славянские общины, были довольно скромны - империя никогда не имела большой армии.

    Желание императоров династии Комниных, после поражений от сельджукских орд, обрести помощь западных "единоверцов" стало началом конца Восточно-Римской империи. Тюрки-сельджуки так и остались в Малой Азии, которая сделалась маяком и для последующих кочевых орд из Центральной Азии, а вот "франки" и итальянская торговая элита все более распалялись на византийские сокровища и от тактики мелкого грабежа быстро перешли к тотальному разграблению и расчленению империи.

    Весьма притягательной и разлагающей оказалась для византийской знати западная система феодального господства - с 12 в. оформляется воинское сословие прониаров, обладавших судебным иммунитетом, правом сбора налогов, политической и экономической властью на подвластной им территории; оно и нанесло тяжелый удар по общине и вообще военной силе народа. Самый главный византийский урок оказался таковым - обращение за помощью к Западу - гибельно.

    Александр Тюрин

    Источники:
    Успенский Ф. И. История Византийской империи. М. 2001-2005
    Успенский Ф. И. Военное устройство византийской империи. София: Държавна Печатница. 1900
    Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука. 1989


    Источник

    Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

    Другие новости по теме:

    Просмотров: 4518 | Дата: 13 июня 2012  Версия для печати
     

    При использовании материалов сайта ссылка на storyo.ru обязательна!