Страницы истории

Концерт

«Художник рисует на холсте. Мы рисуем свои нотные картины на тишине. Только вы можете обеспечить ее». – Леопольд Стоковский (одно из его наиболее мягких обращений к шумной аудитории).

«Концерт» – это общее название любого музыкального представления, исключая театральные. Сольный концерт дается одним или двумя солистами. «Мюзикал» – это концерт, даваемый под частным покровительством, он представляет собой общественное мероприятие, главной отличительной особенностью которого является музыка.

Правила поведения на концертах такие же, как и описанные нами в разделе «Театр», со следующими дополнениями и исключениями.

Аплодисменты. Дирижерам и солистам аплодируют каждый раз, когда они появляются или уходят. Концертмейстеру симфонического оркестра обычно аплодируют при его первом появлении; в прочих случаях аплодисменты уместны только по завершении отделения. Аплодисменты не должны следовать за появлением каждой группы на сцене и за отдельными фрагментами единой части музыкального произведения, даже если между этими фрагментами есть продолжительная пауза. Когда у вас есть сомнения относительно аплодисментов, подождите, когда дирижер повернется лицом к аудитории. Если солист на какое-то время замолкает, подождите реакции других слушателей, прежде чем начать аплодировать.

Не принято освистывать и шикать – вне зависимости от того, насколько плохим является выступление. Свое недовольство аудитория показывает тем, что по завершении исполнения аплодирует очень недолго. Однако правила хорошего тона настоятельно требуют, чтобы аплодисменты все же были – особенно со стороны постоянных посетителей, занимающих первые ряды.

Исполнение на бис. Симфонический оркестр практически никогда не исполняет чего-либо повторно, и потому свое удовольствие публика выражает аплодисментами, без криков «бис». На неформальных концертах и при исполнении в небольших залах музыканты могут исполнить что-либо «на бис» в конце программы; раньше этого времени их обычно не просят исполнить повторно. Довольно часто солисты откликаются на просьбу повторить что-либо перед перерывом. Однако общее правило гласит, что просьбу об исполнении полюбившегося произведения следует отложить на конец всей программы. В крайне редких случаях исполнитель уступает очень настойчивым возгласам «бис», следующим за особенно блистательным исполнением номера, но хорошие манеры все же требуют, чтобы аудитория программу не прерывала. В надлежащее для повторений время исполнитель обычно сам предлагает номер или номера по своему собственному выбору, хотя зрители вправе и сами попросить повторить какой-либо короткий отрывок или что-либо еще из репертуара данного музыканта.

Вход и рассаживание. Следует сделать все возможное, чтобы сесть на свое место еще до начала концерта. На частном концерте или при выступлении солиста запоздавший гость обязан ждать конца номера, прежде чем войти и сесть на свое место, если только он не имеет возможности незаметно проскользнуть в помещение и устроиться в последнем ряду. На публичных же (не частных) концертах перед первым номером двери чаще всего закрываются, и опоздавшие приходят в себя от спешки в коридоре.

Цветы. В США, как правило, не принято дарить цветы солисту-мужчине, хотя часто артисты из Европы получают цветы из зрительного зала от своих друзей, которые стремятся следовать обычаям его родной страны. Когда концерт дает великая звезда, зрители могут дарить цветы, передавая их через огни рампы. Но артист или его менеджер могут принять и решение, чтобы цветы доставлялись прямо в уборную артиста.

На небольших сольных концертах – и особенно в случаях, когда свой профессиональный дебют делает исполнительница-женщина, цветы принимают через огни рампы.

Уход. Считается крайне грубым по отношению как к исполнителям, так и к их поклонникам покинуть концерт во время выступления. Любой желающий выйти из зала должен либо дождаться конца музыкального отрывка, либо быстро и незаметно удалиться в перерыве между частями большой музыкальной композиции.