Страницы истории

Ложь

Лгун намного хуже и совершает более тяжкие преступления, чем убийца на большой дороге.

Мартин Лютер, 1569

Ложь относится к сфере морали. Лгать или нет – это дело самого лгуна и его совести. Но и этикет предусматривает правила, как следует поступать с пойманным на лжи человеком, хотя этот вопрос и является весьма болезненным и щекотливым.

«Вы лгун!» – является прямым оскорблением, и потому лучше так не говорить, если только кто-либо из говорящих не готов к схватке. Ни при каких обстоятельствах не следует так говорить, если есть хоть малейший шанс, что пойманный на лжи человек искренне заблуждается, а не обманывает вас намеренно.

Ложь определенно не должна пройти незамеченной, но лучший способ поставить лгуна на место, избежав неприятных сцен, – это предоставить ему возможность поправиться, не слишком потеряв при этом лицо. Ответ типа «Я уверен, что не совсем понял, когда вы сказали…», «Возможно, мы говорим о разных случаях» или «Я думаю, вы дезинформированы, потому что я точно знаю…» будет иметь больший эффект, если в нем содержится холодная вежливость.

Избавиться от хронической лжи какого-либо человека можно, только разве что держась от него как можно дальше. Человек, способный на сознательную ложь, не может быть надежным и во всех прочих отношениях. Дж. Эдгар Гувер придерживался того же мнения, как можно судить по следующим его строкам: «Те тысячи преступников, которых я перевидал за сорок лет обеспечения правопорядка, имели одну общую черту: все они были лгунами».

Однако некоторые небольшие отклонения от правды, конечно, представляют собой совершенно другое дело. Для всех нас жизнь была бы невыносимой без некоторых вежливых отговорок. К примеру, отказываясь от приглашения на обед, следует сказать «Мне очень жаль, но у меня другие планы на этот вечер» (даже если «другие планы» представляют собой сидение дома с книжкой).