Страницы истории

Принимая гостей

Балы и танцы

В наши дни слово «бал» используется почти исключительно для обозначения очень большого собрания либо для танцев, либо проводимого в благотворительных целях, хотя использовать это слово можно для любых организуемых частным лицом танцев с большим числом приглашенных. Однако следует заметить, что в приглашении всегда пишется «на танцы», а не «на бал». Слово «бал» правильно использовать, только имея в виду официальное развлечение или же народное мероприятие, к примеру инаугурационный бал или благотворительный. Базовые правила поведения на балу являются одинаковыми и для бала, и для собрания, и для котильона, и для танцев, и для гуляний, но существуют и некоторые различия, которые зависят от размаха, характера и места проведения этого мероприятия.

Прибытие. На неофициальной вечеринке, к примеру на танцах под магнитофон в чьем-либо доме, ожидается, что гости прибывают примерно в то время, на которое их пригласили. На балу или танцах – как в частном доме, так и в общедоступных – с очень большим числом участников гости имеют право появляться в то время, в какое пожелают, но не позже часа после начала бала.

Если у входа стоит несколько встречающих – хозяин и хозяйка, члены комитета, ожидающие гостей лица, – гостям следует подойти к ним сразу после того, как они избавятся от одежды в предназначенном для этого месте. Нельзя проходить мимо встречающих, иначе может возникнуть подозрение, что вы стремитесь проникнуть на вечеринку «зайцем». Если же встречающих нет или они уже покинули свое место, гость большой частной вечеринки должен как можно скорее найти хозяина и хозяйку – и обязательно до начала приема пищи. Если хозяйка танцует, а гость – одинокий мужчина, он может перехватить ее в танце. Если же прибывает пара, то они могут начать танцевать и сообщить о своем прибытии, продвигаясь в танце мимо хозяйки. Если на благотворительных балах встречающих нет, гостям нет необходимости разыскивать членов комитета, если только у них нет личных причин это сделать. На маленькой вечеринке хозяин и хозяйка должны поприветствовать каждого из прибывающих гостей. Если прибывший гость их не обнаруживает у входа, то он обязан разыскать их как можно быстрее.

Одежда. В приглашении следует указать, какой вид одежды ожидается от гостя. Официально отпечатанное приглашение подразумевает черный галстук, если только в приглашении не оговаривается иная одежда. Женщина, прибывшая в длинных перчатках, должна носить их на балу надетыми полностью, даже когда она берет напитки или закуски с буфетной стойки. Но она спускает их до кисти и полностью снимает, когда садится за стол для приема пищи. Когда в чьем-либо доме проводятся танцы, ручная сумочка оставляется с одеждой или в каком-нибудь удобном месте той комнаты, которая освобождена для танцев. Если же женщина желает держать свою маленькую вечернюю сумочку в руке во время танцев, она имеет на это право.

Поведение во время танца. Существуют определенные правила, которые являются незыблемыми во всех обстоятельствах, как на балу, так и на молодежной вечеринке.

Приглашение на танец, согласие, отказ. В наши дни мужчина не делает старомодный поклон, приглашая на танец, он лишь слегка наклоняет голову. Сопровождать приглашение могут и менее формальные действия – улыбка или какой-нибудь жест. Стандартное приглашение звучит следующим образом: «Могу я пригласить вас на танец?» – однако чаще можно слышать простое «Потанцуем?». Замысловатое «Можете ли вы оказать мне честь согласиться на этот танец?» в обычных обстоятельствах звучит вычурно.

Выражением согласия является улыбка. Если дама сидит, требуется подняться. Всегда также нужно улыбнуться мужчине, который сидел позади нее или рядом с ней и занимал ее разговором.

Если женщина не желает танцевать, она вполне вправе отказаться, но отказ следует выразить в дипломатической форме: «Я сейчас несвободна. Может, позже?» или «Прошу прощения, я должна сделать звонок по телефону» (в этом случае женщине необходимо по крайней мере сделать вид, что она направляется звонить по телефону). Выражение «Я этот танец пропускаю» тоже может служить хорошим извинением. Если дама сидит в группе, правила вежливости требуют приглашающего присоединиться к группе, если только этот человек не явно пьян или по какой-либо другой причине выглядит неподобающе. Согласно тем же правилам, дама не может отказать в танце одному человеку и тут же принять приглашение другого. Это будет выглядеть явным оскорблением.

Не существует твердых правил в отношении того, кто из партнеров по танцу идет первым к танцевальной площадке и от нее. Если для дамы проще и легче идти первой, она делает это. Если же приходится пробираться сквозь толпу, первым идет мужчина, чтобы проложить путь. Если партнеры по танцу пробираются сквозь танцующих в дальний угол, дама держится справа или же партнер идет первым, прокладывая ей путь.

Единственным незыблемым правилом является то, что мужчина никогда не оставляет свою партнершу выбираться с площадки для танцев в одиночестве. Если дама до танца сидела с группой, он провожает партнершу до группы или же до ее друзей у стола с закусками, и только после этого он имеет право отойти. Бывает, что партнер должен спешить, если он договорился с кем-нибудь о следующем танце. В этом случае его партнерше следует помочь ему любым доступным способом – показав на своего партнера по следующему танцу, присоединившись к группе друзей и т. д.

Мужчина всегда благодарит женщину за танец – прямо или иносказательно. Партнерша тоже благодарит за приглашение, но немногословно. Даже партнеру «с двумя левыми ногами» она обязана подарить улыбку, всем же прочим она может сказать что-либо вроде «Было очень приятно», если она желает дать понять, что действительно получила удовольствие от танца с ним.

Переход партнера. Для того чтобы вклиниться в чужой танец, достаточно лишь прикоснуться к плечу танцующего, хотя можно добавить: «Пожалуйста, переход», «Можно?» – или какие-либо другие слова. В обычных обстоятельствах просьба на переход не может быть отвергнута. Женщине следует улыбнуться своему прежнему партнеру, попрощаться с ним или что-нибудь сказать, а затем отступить с новым партнером. Ей не следует показывать ни облегчения, ни радости по поводу смены партнера. Согласно правилам, прежний партнер не имеет права отбивать партнершу до тех пор, как ее не перехватит кто-либо еще, или до начала следующего танца. Это правило не распространяется при двойном перехвате, когда двое мужчин обмениваются партнершами. Если они того желают, они могут после короткого промежутка времени вернуть себе прежних партнерш.

Обязательные танцы. У мужчины есть обязанности перед той дамой, которую он пригласил на бал. Он должен следить за ней во время всего вечера, вызволять ее из затруднительных положений и не позволять, чтобы она оставалась в одиночестве. Он обязан провести первый и последний танец именно с ней, а также сидеть рядом с ней во время приема пищи.

Также каждому мужчине следует пригласить на танец хозяйку дома, ее дочь и почетных гостей-женщин. На большой вечеринке это правило приводит к тому, что вышеуказанные дамы танцуют с одним партнером всего несколько шагов, пока их не прервет другой гость. Но любой гость-мужчина должен по крайней мере обозначить свое желание пригласить на танец этих дам – если он вообще танцует.

Если мужчина прибыл с маленькой вечеринки, которые часто организуются небольшими группами перед тем, как совместно направиться на бал, он должен пригласить на танец хозяйку этой вечеринки, а также тех дам, которые на вечеринке сидели слева и справа от него. В большинстве случаев он танцует со всеми присутствовавшими на вечеринке дамами.

На благотворительном балу или на балу, организуемом в каких-либо других общественных целях, гость в первую очередь танцует с женщиной, сидящей по правую сторону за столом (если места расписаны и при условии, что вся группа прибывает вместе и садится за стол в одно время). Если гость прибыл с группой, он должен пригласить каждую женщину этой группы – исключая случаи, когда он по какой-то причине вообще не танцует.

На общественных балах мужчина не обязан приглашать женщин вне своей собственной группы. К примеру, он может не приглашать официальных гостей или членов организационного комитета.

Особые трудности. Как мужчина, так и женщина могут в середине танца предложить покинуть танцевальную площадку – это определенно лучше, чем мучиться с плохим танцором. Но этому уходу должно предшествовать какое-либо вступление, например: «Этот танец для меня слишком быстрый», или же деликатный предлог типа «Давайте выпьем пунша».

Каждый хочет потанцевать подольше с самыми привлекательными особами. Иногда такой танец затягивается надолго, особенно если музыка не прерывается. Обязанностью хозяина и шаферов на балу является выручать такие пары, забирая партнершу у человека, который занимает ее время слишком долго. Мужчина, попавший в такое положение, может сделать ясный знак какому-либо своему другу, не занятому в танце. Если никто не перехватывает даму в танце в течение довольно долгого промежутка времени, даме следует найти какую-нибудь возможность освободить своего партнера, а не привязываться к нему и после танца, пользуясь тем, что, согласно правилам, мужчина не может оставить ее в одиночестве.

Она может предложить остановиться для того, чтобы поговорить со своими знакомыми, давая тем самым партнеру повод удалиться, не оставляя ее одну; она может также предложить ему остановиться у стола для пунша, где, как правило, она может найти знакомых. Если это неосуществимо, она может попросить отвести себя в раздевалку под предлогом необходимости починить обувь, подправить косметику или сделать что-либо еще; хозяину и хозяйке следует позаботиться, чтобы при ее появлении у нее был новый партнер.

Представления. Обычно на танцах, проводимых дома и на вечеринках с коктейлями, представления танцующих друг другу не требуются, хотя по прибытии каждого гостя хозяин и хозяйка обычно представляют его нескольким своим гостям. Однако на балах и больших официальных танцах положение совсем другое. На них мужчина до приглашения на танец должен быть надлежащим образом представлен, и потому ему требуется разыскать хозяина или хозяйку бала, распорядителя бала или же члена комитата по организации бала, чтобы они сделали это представление. Распорядитель, поскольку он действует от имени хозяина, имеет право пригласить на танец девушку, с которой он незнаком. Он имеет и право представить друг другу людей, с которыми он также незнаком.

Приглашения. Ряд обстоятельств может потребовать приглашения чрезмерного числа гостей одного пола, но обычно чрезмерно много женщин не приглашается, поскольку при этом у хозяина возникают проблемы, как найти партнеров своим гостьям. Другое дело – дополнительное число мужчин. Это приветствуется на любом балу, поскольку желательно, чтобы в каждом танце на десять женщин приходилось одиннадцать мужчин. Существует правило – когда вас приглашают на бал, не просите от хозяйки приглашения и для какого-либо определенного лица или семейной пары. Вполне может оказаться, что у хозяйки есть весомые причины их не приглашать. Все, что вы можете, – это сделать намек и оставить на долю хозяйки окончательный выбор.

Уход. На любой частной вечеринке с танцами прощание с хозяином и хозяйкой так же обязательно, как и приветствие их по прибытии. Если гость покидает дом до последнего танца, он прощается с хозяевами до того, как отправляется за своей одеждой.

На небольших неофициальных домашних танцах хозяин или хозяйка провожают гостей до двери. На больших вечеринках, где имеется специальный служащий, он провожает гостей, вызывает им машину или подгоняет ее ко входу сам. Хозяин и хозяйка в этом случае остаются со своими гостями.

На благотворительном вечере от гостей не требуется, чтобы они искали членов организационного комитета. Если в начале бала члены комитета встречали гостей, то в конце бала вновь они не собираются.

Хозяйка прилагает все усилия, чтобы гости-дамы не удалялись без сопровождающего. Она просит какого-либо мужчину – или пару – подвезти одинокую женщину до дома, или следит за тем, чтобы кто-нибудь посадил ее в такси. Одной из обязанностей воспитанного гостя, пришедшего без спутников, является обращение к хозяйке с предложением сопровождать домой какую-нибудь одинокую даму. С другой стороны, хозяйке следует подобрать для него такую женщину, чей дом находится поблизости от его собственной дороги домой.

Распорядители. На частных танцевальных вечерах их называют распорядителями. На танцах, даваемых в благотворительных целях, они именуются членами организационного комитета. Какое бы название им ни присваивалось, наличие группы таких людей крайне важно для успешного проведения танцевального мероприятия. Распорядители являются как бы заместителями хозяев; их обязанностью является самая разнообразная помощь в том, чтобы танцы проходили без проблем. В первую очередь распорядители занимают танцами тех девушек, около которых не собираются кавалеры, а также перехватывают партнерш в тех парах, которые танцуют чересчур долго, представляют друг другу незнакомых людей.

Звание распорядителя является почетным. Мужчина не может отвергнуть предложение быть распорядителем, если только он не отверг само приглашение на вечеринку. Но это звание имеет и хорошие, и плохие стороны. С одной стороны, распорядитель не волен посетить несколько танцев за один вечер, как это может сделать свободный гость, имеющий несколько приглашений. Распорядитель обязан являться на самое начало танцев, чтобы получить отличающие его от других бутоньерки, и должен ставить свои обязанности выше удовольствий до самого конца вечера. Конечно, он может позволить себе немного повеселиться, пообщаться со своими друзьями, когда все прочие дела улажены, но во все остальное время его удел – развлекать дам, которых никто не приглашает.