Страницы истории

Реформа местного управления

Одновременно с реформами центральных органов проводилась и реформа местного управления. Выше уже говорилось, что основная цель областной реформы Петра I, а именно приближение управления к местам, т.е. к управляемым, не была достигнута. Губернии были чрезмерно велики, руководители губерний, а затем провинций не имели достаточных полномочий, да и достаточных сил для эффективного управления и подавления волнений крестьян и работных людей. Да и трехзвенная система местного управления, сложившаяся к концу царствования Петра I, была чрезмерно громоздкой и дорогостоящей. В последующие царствования в целях упрощения и удешевления многие ее звенья были ликвидированы и перестроены, что привело к еще большей запутанности и хаотичности всей системы местного управления. Ее неэффективность наиболее ярко выявилась в годы “пугачевщины” (1773 - 1775 гг.).

Поэтому после подавления пугачевского восстания правительство Екатерины II сразу же приступает к реформированию системы местного управления. Учреждение о губерниях 1775 г. разделило всю территорию Российской империи на 50 губерний с населением от 300 до 500 тыс. человек каждая. Губернии делились на уезды с численностью населения от 30 до 50 тыс. человек. Такая численность населения и, соответственно, размер территории уездов и губерний были признаны оптимальными при существовавших тогда средствах сообщения и с точки зрения административно-полицейского контроля за населением. Характерно, что ни национальный состав населения, ни особенности экономики, при определении границ губерний и уездов практически в расчет не принимались. Разукрупнение губерний вело к существенному увеличению численности чиновничества и расширению сети административно-полицейского контроля за населением, что укрепляло феодально-крепостнический строй в стране.

В реорганизации центрального управленческого аппарата в 60 - 80-е гг. XVIII в. явно прослеживалась тенденция к дальнейшей его централизации, замене коллегиального начала единоличным, что отражало дальнейшее укрепление абсолютизма. В местном самоуправлении в те же годы проявилась тенденция к разумной децентрализации. Губернскому управленческому звену передаются функции многих прежних общеимперских коллегий. Так, в губерниях учреждались губернские правления, казенные палаты. Им передавались функции прежних общегосударственных камер-коллегий. А также управление казенной промышленностью и надзор за частными предприятиями. Учреждались в губерниях также новые учреждения, как приказы общественного призрения под председательством самих губернаторов. Им вверялся контроль за образованием, здравоохранением, богоугодными заведениями (богадельнями-приютами для престарелых, главным образом отставных солдат, и приютами для младенцев-подкидышей), а также управление тюремными заведениями типа работных и смирительных домов.

Для управления уездами по Учреждению о губерниях создавались особые учреждения - нижние земские суды (административно-полицейские органы) во главе с капитан-исправниками и заседателями, избираемыми местным дворянством. Крупными городами управляли полицмейстеры, а небольшими - городничие.

Местные власти получили теперь в свое распоряжение вооруженную силу: гарнизонные команды (переименованные в дальнейшем в гарнизонные линейные батальоны) в губерниях и отряды стражников - в уездах.

Губернская реформа 1775 г. создала в губерниях сильную власть, обладавшую достаточными полномочиями, финансовой базой (учреждения казенных палат), вооруженной силой и полицией. Реформа законодательно закрепила открытую диктатуру дворянства на местах, отдав в руки местным дворянам полицейскую власть в уездах (выборы дворянами капитан-исправников и уездных заседателей) и усилив их контроль за всеми кадровыми назначениями в губерниях (на эти назначения требовалось согласие губернского предводителя дворянства). В руководстве губернии сложилась иерархия: первое лицо - губернатор. В его руках общее руководство, административно-полицейская и военная власть. Второе лицо - губернский предводитель дворянства - контроль за кадровыми назначениями, представительство в губернском управлении интересов местного дворянства. Третье лицо-архиерей, глава церковной епархии, границы которой, как правило, совпадали с губернией. Он контролировал идеологию, духовное воспитание населения, содержание обучения во всех учебных заведениях епархии.

Усиление самодержавия выражалось также в унификации местного управления, нивелировании его особенностей, еще сохранившихся в отдельных регионах. Так, губернская организация распространилась на Прибалтику. Соответственно было упразднено герцогство Курляндское, номинально сохранявшееся до середины XVIII в. Упразднено было гетманство и полковое административно-территориальное деление на Украине, хотя оно закреплялось особым договором между Россией и Украиной (“мартовскими статьями” 1654 г.). Упраздняется и Запорожская сечь. Часть запорожцев была переведена на Кубань для охраны новой южной границы и составила ядро Кубанского казачьего войска. Значительное число запорожцев бежало на территорию Турецкой империи.