Страницы истории

Общественный строй. Дворянство

“В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов”, - напишет М. М. Сперанский в 1809 г. Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан.

Российская история унаследовала от предыдущего периода не только форму правления, но и всю социальную организацию. На вершине Олимпа стояло первое сословие - дворянство.

Однако права, дарованные одним самодержцем, могли быть отобраны другим. Как это и случилось во времена царствования Павла 1.

Все дворянские привилегии Александр 1 вернул дворянству, восстановив во всем объеме Жалованную грамоту. Более того, дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками и заводами, заниматься торговлей, создавать предприятия в деревне. Особые привилегии получили крупные землевладельцы. Манифест от 6 декабря 1831 г. “О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным” позволил избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли.

В основу наследования дворянских имений был положен майорат. Законом от 16 июля 1845 г. установлено, что заповедные дворянские имения могли переходить по наследству только старшему сыну. Другими словами, крупные имения дворян нельзя было дробить и отчуждать на сторону.

Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела. С военной службы были уволены офицеры, не являющиеся дворянами, и с 1798 г. лиц не дворянского происхождения к офицерскому званию не представляли.

Почти все наиболее крупные вотчины были на оброке. Владельцы таких вотчин не жили в них, а пребывали в Петербурге при дворе. Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи. Нужно прочесть переписку историка Н.М. Карамзина с бурмистром его деревни, чтобы представить, как он понимал свои господские права и как искренне верил в свое помещичье призвание. “Пишешь ты ко мне, бурмистр, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери бывшего поверенного Архипа Игнатьевича, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям? Думаю, что это по глупости вашей, и для того вам на сей раз спускаю, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой. А если впредь осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно. Если же кликуши не уймутся, то приказываю тебе высечь их розгами...” И все это было писано 18 сентября 1824 года своим крестьянам в Нижегородское имение.

Старая политическая форма управления должна была обеспечить старый общественный строй. А у дворянства были все основания опасаться за незыблемость последнего.

Дворянское спокойствие было нарушено двумя указами царя, подготовленными Сперанским: относительно “придворных званий” и экзаменов на гражданские чины. Прежде придворные звания -сразу же предполагали и чины. Согласно указу звания при дворе не давали право на чин, тем самым и отбиралось право занимать высшие государственные должности без делового подтверждения. Прежде чин давался за выслугу лет, теперь для получения чина коллежского асессора требовался университетский диплом. А это значило, что и высшие чины можно было получить при наличии образования. Такой подход приоткрывал возможность для продвижения по государственной службе разночинной интеллигенции.

Оба приказа вызвали открытое возмущение аристократии, так как была поднята рука на то, что считалось веками их неприкосновенным правом. После такой неслыханной дерзости “поповича” нельзя было не признать человеком самым опасным. Поднялся страшный вопль. За эти указы Сперанского обвинили в наглом стремлении к революции. Даже отдельные слова и выражения, содержащиеся в указах, кстати, подписанных императором, для многих аристократов казались оскорбительными. Однако дело было сделано.

Мечты об “истинном” управлении, о законности с начала XIX столетия занимали русское общество, прогрессивно настроенных представителей дворянского сословия. Власть дворян, деятельность всех высших государственных органов оспаривались с точки зрения гражданского равенства и необходимости отмены крепостного права. По мере роста этих настроений предметом острой критики стала вся политическая система общества. С годами все острее проявлялась необходимость кардинальных изменений в политической системе империи. Образовались тайные вольнодумные общества. Именно в этот период П. И.Пестель написал свою “Русскую правду”, а Н.М. Муравьев - проект конституции.


  • Магазин хороший инструмент датчик влажности почвы decagon.ru.