Страницы истории

Органы верховного управления. Совет при императоре

Органами верховного управления были Совет при императоре, существовавший до создания в 1810 г. Государственного Совета, а также канцелярия и двор царя.

Как уже было сказано выше, задача реформирования центральных органов власти и управления была возложена на М.М. Сперанского. Рассматривая всемирную историю государства и права, и прежде всего европейскую, он пытался отыскать в ней закономерности, которые приводят к смене одного образа правления другим.

Все развитие политической жизни Европы являло переход от феодального правления к республиканскому, и никакая сила не смогла противостоять этому процессу. “Тщетно власть державная силилась удержать его напряжение; сопротивление ее воспалило только страсти, произвело волнение, но не остановило перелома. Тот же самый ряд происшествий представляет нам история и нашего Отечества”, - писал Сперанский в 1802 г. Он не сомневался в неизбежности реформ в России и в ограничении самодержавия, в принятии конституции страны.

Наиболее подробно его взгляды изложены во “Введении к Уложению государственных законов” (1809 г.). Политический идеал реформатора нашел здесь наиболее полное раскрытие.

В Сперанском видели или готовы были видеть человека, увлекшегося и наполеоновским Кодексом, и английским конституционным правом, и стремившемся перенести все это в Россию. Необходимо подчеркнуть, что конституционный проект мыслителя и государственного Деятеля не заимствован и не являлся подражанием ни одной из действовавших конституций Запада. Он неоднократно говорил, что слепое механическое перенесение западных образцов государственности на российскую почву - удел или бездарных людей, или авантюристов.

Сперанский видел “начало и источник сил” законодательной, исполнительной и судебной власти в истории государства, в самом народе с его культурой и обычаями: история нации и ее традиции являются одним из определяющих факторов жизнедеятельности государства.

“Нельзя основывать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его. Поэтому следовало прежде всего отделить друг от друга три ветви власти”, - писал Сперанский. Он шаг за шагом подводит царя к мысли о необходимости безотлагательных реформ, предлагая сконцентрировать законодательную власть в новом органе -Государственной Думе, исполнительную - передать министрам, а судебную - Сенату. Властно-распорядительные функции на местах, по мнению Сперанского, должны осуществляться также выборными органами - волостной думой, окружной думой (из числа депутатов от волостных дум), губернской думой (из числа депутатов от окружных дум).

Государственная Дума - высший законодательный орган страны. “Никакой новый закон не может быть принят без уважения (одобрения) Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей рассматриваются и одобряются в Думе. В том случае, если большинство в Думе отвергает законопроект, тот “оставляется без действия”.

Что касается судебной системы, то реформатором предлагалось должность судьи сделать пожизненной, который вершил бы правосудие с присяжными заседателями. Однако следует отметить, что проект судебной реформы был начертан Сперанским вчерне и специально на разработан. Он лишь в принципе наметил систему судов (волостной, окружной, Верховный уголовный суд и Сенат как высшая судебная инстанция, решения которого являются окончательными и не подлежащими обжалованию). Принцип назначения судей сочетался у него с требованием наличия и присяжных заседателей.

Осуществляя судебную реформу 1864 года, правящие круги России реализовали именно этот принцип составления суда: коронные судьи (чиновники) и выборные присяжные заседатели.

Проекты Сперанского отличались смелостью и конкретностью. Они разрабатывались с учетом задач, стоявших перед страной, и практически на сто лет предвосхитили мероприятия, о которых в условиях революционной ситуации был вынужден заявить Николай II в Манифесте “Об усовершенствовании государственного порядка” 17 октября 1905 г. Но тогда уже было поздно направлять Россию по либеральному пути: выбор был сделан окончательно в сторону революционных преобразований.

Идеи Сперанского были усвоены передовыми умами второй половины XIX в. и безусловно сыграли свою роль при подготовке социальных и политико-юридических реформ 60-х гг.

Судьба самого Сперанского была переменчивой. Он знал нищету владимирской деревни, будучи сыном сельского священника села Черкутино, блеск императорского двора, будучи Государственным секретарем Российской империи, ссылку в Пермь за дерзкие реформаторские планы и переменчивое счастье полудержавного властелина. Однако при всех превратностях судьбы идеи мыслителя были неизменными: он требовал введения в социальную и политическую жизнь принципа законности и утверждал положение о правовом государстве, призваном заменить власть человека над человеком господством закона и гарантирующим права каждой личности независимо от ее сословного состояния.

И с высоты своего положения и влияния Сперанский предлагал Российской империи совершенно новую политическую структуру, при которой монарх будет делить власть со своим народом, и которая со временем приведет к созданию конституционной монархии.