Страницы истории

Государственный Совет

Положение о Государственном Совете разрабатывалось втайне. Военный министр Аракчеев негодовал, что не знает содержания таинственной переписки Сперанского с царем, который пребывал в Москве.

1 января 1810 г. Манифест о Государственном Совете был обнародован. Однако в нем были проигнорированы все основные принципы государственной реформы. Ведь этот орган задумывался как своеобразное связующее звено между императором и новыми государственными органами: Государственной Думой, Сенатом и Кабинетом Министров.

В основу деятельности Государственного Совета легли уже другие принципы, а именно;

1) все основные вопросы империи рассматриваются в Совете и только через Совет докладываются императору;

2) проект всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются опять же Советом;

3) никакой закон, устав, учреждение “не исходит из Совета и не может иметь совершения без учреждения верховной власти”.

Совет задумывался как орган при монархе, через который последнему представлялись решения всех выше названных органов. В Манифесте мы видим другой государственный орган, с другой ролью - законосовещательной. Основные функции Государственной Думы - рассмотрение и принятие законов -были преданы Госсовету. Царь не пошел на ограничение самодержавия представительным органам - Государственной Думой, и вся законотворческая деятельность оказалась в руках императора, т.к. всех членов Госсовета он назначал сам.

Мотивы, заставившие в последний момент Александра 1 отказаться от согласованного с ним же проекта, пока не выяснены до конца. Можно лишь догадываться, что не последнюю роль здесь сыграли Аракчеев, сестра Александра, великая княгиня Екатерина Павловна, проживавшая в Твери и знаменитый историк Н. М. Карамзин.

Обращает на себя внимание однородность Совета: из 35 его членов 19 - графы, князья, остальные - крупнейшие землевладельцы и военные.

31 декабря 1809 г. вечером они все получили приглашение собраться на другой день в половине десятого утра в Шепелевском дворце. Прибыл Александр 1. Собрание было необыкновенно торжественным. Царь произнес речь, сочиненную Сперанским, последний как Государственный секретарь прочитал Манифест об образовании Совета, список представленных департаментов (граф П. В. Завадский - департамент законов; Н.С. Мордвинов - департамент дел гражданских и духовных; князь П.Н. Лопухин -департамент государственной экономии; граф А.А. Аракчеев - департамент дел военных).

Итак, впервые в России в манифесте о создании Совета, заявлено, что “законы, сколь бы они не были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды”, что “государственные доходы и расходы требуют неукоснительного рассмотрения и определения”.

Согласно Уставу о Государственном Совете решения Совета принимались большинством голосов. Все законы и уставы должны были утверждаться царем и издаваться в виде царского манифеста, начинавшегося словами: “Вняв мнению Государственного Совета...”. Даже незначительные ограничения самодержавия, которые здесь упоминаются, были через некоторое время отброшены Александром 1. Он полностью игнорировал мнение большинства Совета и часто поддерживал меньшинство. Была вскоре забыта и формула “Вняв мнению Государственного Совета...”.

И тем не менее указ о Госсовете произвел сильное впечатление на высшую администрацию и дворянство. В новом учреждении видели разом и умаление роли Сената, опасность произвола со стороны Совета, и в то же время ограничение самодержавия.

Под давлением оппозиции Александр 1 стал игнорировать Совет, который уже перестал быть законосовещательным органом в полном смысле этого слова. Его заваливают различными мелкими проблемами вплоть до рассмотрения уголовных дел. Император все чаще стал издавать законы без рассмотрения их в Совете. Произвол русского абсолютизма продолжался.


  • ремонт выхлопной системы Porsche в техцентре выполнят