Страницы истории

Сенат

Созданный в 1722 г. Петром 1 Сенат постепенно утратил свое назначение высшего административного и судебного органа. К началу XIX столетия он превратился в громоздкий, плохо управляемый орган, не имеющий четко очерченных границ своей деятельности.

Сенат состоял из 9 департаментов. Первый - ведущий - он призван был наблюдать за точным исполнением законов, и вместе с этим на него была возложена масса дел административных. Первый департамент обнародовал законы, проводил ревизии целых губерний и учреждений. Сенат, таким образом, осуществлял общий надзор за деятельностью всех государственных органов и соблюдением законности.

Второй - восьмой департаменты были апелляционными инстанциями по уголовным и гражданским делам. Однако принятые ими решения не были окончательными, и в случае если при вынесении решений не было абсолютного большинства членов департамента (2/3 голосов), то дело передавалось на рассмотрении общего Сената, а затем направлялось на утверждение императору. Работа департаментов строилась по территориальному принципу. Так, второй департамент рассматривал поступившие апелляции из восьми северных и северозападных губерний. Часть департаментов Сената находилась в Москве.

Сенат рассматривал вопросы назначения членов на должности, определял награды, утверждал в правах дворянства, присваивал княжеские, графские и баронские титулы, объявлял рекрутов, ревизовал винные откупа, утверждал расходы военного ведомства. Целый департамент занимался землеустройством и был высшей судебной инстанцией по делам межевым. Вот далеко не полный перечень дел, находящихся в компетенции Сената: полнейшее смешение судебных, административных и законодательных функций.

Более того, с 1802 г. должность Генерал-прокурора, возглавлявшего Сенат, была соединена с должностью Министра юстиции. Высший судебный орган империи оказался в подчинении одного из министров - представителя исполнительной власти. Сенат завален различными бумагами. Так, в 1805 г. в Сенат поступило 40 566 дел, из которых было рассмотрено 27 815. Сенат погряз в мелочах, превратился в суд первой инстанции.

Низкий профессиональный уровень сенаторов, всего аппарата, взяточничество, карьеризм, всевластие секретарей, которые “изучали” и докладывали дела, приводили лишь к хаосу.

Трудно было понять основное назначение Сената в системе государственного управления. Сперанский предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два Сената-Правительствующий и Судебный. Первый, по его мнению, должен состоять из министров, их товарищей (заместителей) и быть единым для всей империи. Что же касается Судебного сената, то он должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны, и избранных дворян. Предполагалось Судебный сенат приблизить к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве.

В июне 1811 г. предложения по реформированию Сената обсуждались Государственным Советом. Его члены в большинстве своем были против реформы. Их возражения сводились к следующему: изменение учреждения, веками существовавшего, “произведет печальное впечатление на умы”. Они находили проект прежде всего не “ко времени”, считали не своевременным вводить в жизнь новое установление при всеобщем недостатке в образованных людях.

Несмотря на все возражения, проект реформы Сената был одобрен, и Александр 1 утвердил решение Госсовета.

К сожалению, утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было претвориться в жизнь. На международном горизонте уже собирались грозовые тучи, пахло войной. Кроме того, у казны не оказалось средств на реформу. Мнение оппозиции предложенной реформы сводилось к положению: “хорошо, да не время”.