Страницы истории

Министерства

Манифестом от 25 июля 1810 г. было обнародовано “новое разделение государственных дел в порядке исполнительном” с подробным определением пределов деятельности министерств и степени их ответственности, установлены их штаты, порядок назначения, увольнения, производства в чины. Годом позже были определены компетенция министров, их отношения с законодательной властью (манифест “Общее учреждение министерств” от 25 июня 1811 г.). Учреждено было 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Каждое министерство получило единообразную структуру. Министерство возглавлял министр, назначенный императором и фактически ответственный перед ним. Аппарат министерств состоял из департаментов во главе с директором, а они в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения разбивались на столы во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. В “Общем наказе” было оговорено, что министрам принадлежит только власть исполнительная, а Манифест 1811 г. по сути дал министрам власть в своей отрасли безграничную.

“Введение к Уложению государственных законов” Сперанского предусматривало контроль за деятельностью министров со стороны Государственной Думы. Она могла бы привлечь любого министра к ответственности, требовать отчета. Проведенная реформа установила принцип прямой ответственности министра перед императором. Реакционность такого подхода очевидна, т.к. министр оказался вне контроля народа и его представительного органа.

Не издавая законов, министры ограничивались лишь применением их. Они получили право издавать предписания и регламенты в пределах, указанных законом. Но для исполнительной власти контроль необходим, как независимость - для судебной. Если в суде непременные условия - неприкосновенность приговора, полная свобода убеждения судьи, то управление, напротив, подчиняется принципу строгой ответственности.