Страницы истории

Устав об управлении инородцами

Одним из основных документов по управлению малыми народами и народностями был Устав об управлении инородцами 1822 г. Этот акт поощрял развитие товаро-денежных отношений в хозяйственной жизни местного населения. В соответствии с экономическим уровнем сибирские народности были разделены на три разряда: оседлых, кочевых и “бродячих”. Основным критерием, определяющим хозяйственное состояние “инородцев”, был не ясачный сбор, а земледелие и скотоводство. Устав заменил натуральный ясак денежным налогом, натуральная повинность вытеснялась уплатой денег.

Разряд оседлых составил почти 59 тыс. человек (татары, алтайские народы, бухарцы, ташкентцы и др.). В правах они были приравнены к различным сословиям русского населения Сибири (государственным крестьянам, мещанам, купечеству). А это значило, что все существовавшие повинности, система управления и судебная система распространялись и на приписанных к оседлым жителей.

К разряду кочевых народов (390 тыс. чел.) были отнесены буряты, якуты и др. с кочевым или полуоседлым образом жизни. Налогообложение у них было такое же, как и у государственных крестьян. Что же касается суда и управления, то им была сохранена некоторая самостоятельность.

И, наконец, разряд охотничьих народов (более 4,5 тыс. чел.) включал в себя ненцев, манси, юкагиров. Их оставили в прежнем ясачном положении.

Разрядная система была рассчитана на то, чтобы перевести кочевые и охотничьи народы в категорию оседлых, приравнять "инородцев" к русскому населению.

"Инородцам" выделяли земельные наделы, которые не должны быть менее крестьянских, в 15 десятин. Оседлые "инородцы" наряду с кочевыми и охотничьими племенами освобождались от рекрутской повинности (только буряты служили в казачьих войсках). А в это же время в английских и французских колониях создавались целые туземные армии (например, сипаи в Индии, зуавы в Африке), положение которых можно сравнить с положением рабов в Древнем Египте и Риме.

Безусловно, приравнивание коренного населения к русскому населению в правах было актом прогрессивным, отличающимся от политики западноевропейских государств и США (так много кричащих о своей цивилизации) в отношении колониальных народов, подвергавшихся национальной дискриминации или полному истреблению. Правда, приравнивание малых народов к русскому населению означало не более, как равенство в бесправии, поскольку в условиях крепостничества основное население было бесправно. Но за лучшую долю малым народам пришлось бороться совместно с русскими.