Страницы истории

Государственный совет

Положение Манифеста о превращении Государственной Думы из законосовещательной в законодательный орган было реализовано в законе “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 г. (компетенция Думы практически осталась прежней). Одновременно с этим законом был издан акт “О переустройстве Государственного Совета”, в соответствии с которым Госсовет был поставлен над Госдумой в качестве второй, верхней палаты. Смысл этой реорганизации состоял в том, чтобы Государственной Совет мог противостоять Думе и сдерживать, тормозить ее “либеральные порывы”. Ведь законопроекты, одобренные Думой, должны были направляться в Государственной Совет и лишь после его одобрения направляться на подпись императору. Превращение Государственного Совета в верхнюю палату парламента было прямым нарушением Манифеста от 17 октября, согласно которому Дума должна была стать единственным законодательным органом.

Консервативный характер Государственного Совета гарантировался самим порядком его формирования: половина членов назначалась царем в основном из числа бывших министров, губернаторов и других высших сановников. Другая половина членов избиралась “от сословий и корпораций”: 6 членов от духовенства (избирались Святейшим Синодом); 18 членов—-от дворянского сословия (избирались выборщиками от губернских дворянских собраний); 6 членов — от Академии наук и университетов; 12 членов — от торговли и промышленности (избирались выборщиками от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ) и, наконец, по одному члену — от каждого губернского земского собрания. Если учесть, что члены Совета по назначению были потомственными дворянами, а в губернских земских собраниях также преобладали дворяне, то подавляющее число членов Государственного Совета представляли это сословие. Кроме того члены Госсовета должны были быть не моложе 40 лет, иметь высшее или среднее образование, стаж работы в государственном аппарате и имущественный ценз втрое выше, чем для выборов в Государственную Думу.