Страницы истории

Культ законности

В середине 20-х гг. возникла волна культа законности в связи с лозунгом “Лицом к деревне!” и кампанией по “оживлению Советов”, которые означали установление правовых гарантий для состоятельного крестьянина - главной фигуры в восстановлении хозяйства.

Насколько сильной была массовая тяга к уравнительству по выходе из “военного коммунизма” видно из того, что этот поворот приходилось пояснять такой доходчивой аллегорией: “Если по нашим законам гражданин имеет право владеть комплектом одежды, то никто не имеет права раздевать его на основе принципа равноправия только потому, что ему случилось встретить на улице человека без одежды”.

Другой стороной лозунга законности было стремление ограничить произвол (хотя бы даже и “революционный”) работников госаппарата, упорядочить и сделать более эффективной систему власти. Упущения, ошибки, волокиту стали трактовать как “беззаконие”. Здесь также расширились функции прокуратуры и произошло ее размежевание с Рабкрином (прокурор занимался законностью. Рабкрин-эффективностью).

Хотя неясность понятия “революционная законность” позволяла в течение всего периода НЭПа придавать ему разные значения для использования в политической борьбе, в целом связанные с ним дискуссии стимулировали развитие правового обеспечения.