Страницы истории

Холодная война

Вскоре после окончания войны, уже в 1946 г., возник внешний фактор, который предопределил главные критерии в деятельности государства, в правотворчестве и практике идеологических и репрессивных органов, - фактор холодной войны. В общественном сознании и в советское, и в нынешнее время было создано неверное представление об этом новом явлении в мировой политике (в СССР - из-за стремления разрядить обстановку, сегодня - в надежде на сближение с Западом).

Сейчас, когда в США опубликованы документы первого периода холодной войны, очевидно, что это была именно война, ставящая целью уничтожение СССР и Советского государства. Доктрина войны предписывала ведение двух параллельных программ: гонку вооружений с целью истощения советской экономики и идеологическую обработку верхушки партийно-государственной номенклатуры.

У. Фостер, министр в администрации при Трумене и при Кеннеди, обосновывал удвоение военных расходов США тем, что это “лишит русский народ трети и так очень скудных товаров народного потребления, которыми он располагает”. Автор доктрины холодной войны Дж. Кеннан отмечал в 1965 г., что цели НАТО не могли быть достигнуты “без абсолютного военного поражения Советского Союза или без фантастического, необъяснимого и невероятного переворота в политических установках его руководителей”.

Программу экономического удушения СССР нейтрализовал, однако программа “переворота в политических установках его руководителей” была удачной и привела Запад к победе. В советской государственности были найдены уязвимые точки.

Защита против первой программы (гонки вооружений) потребовала уже в течение восстановительного периода перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны, ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала строится на основе межотраслевых целевых программ. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.