Страницы истории

Медаль «Золотая Звезда». 1939 г.

Высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза установлено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 16 апреля 1934 года. Медаль же «Золотая Звезда», как знак этого звания, учреждена только 1 августа 1939 года. 14 мая 1973 года утверждено новое положение о звании Героя Советского Союза. Оно гласит:

1. Звание Героя Советского Союза является высшей степенью отличия и присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.

2. Звание Героя Советского Союза присваивается Президиумом Верховного Совета СССР.

3. Герою Советского Союза вручается: высшая награда СССР — орден Ленина; знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда»; грамота Президиума Верховного Совета СССР.

4. Герой Советского Союза, совершивший вторично геройский подвиг, не меньше того, за который другие, совершившие подобный подвиг, удостаиваются звания Героя Советского Союза, награждается орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» и в ознаменование его подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чём делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении.

5. Герой Советского Союза, награждённый двумя медалями «Золотая Звезда», за новые геройские подвиги, подобные ранее совершённым, может быть вновь награждён орденом Ленина и медалью «3олотая 3везда».

6. При награждении Героя Советского Союза орденом Ленина и медалью «3олотая 3везда» ему одновременно с орденом и медалью вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР.

7. В случае, если Герою Советского Союза будет присвоено звание Героя Социалистического Труда, то в ознаменование его геройского и трудового подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чём делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда.

***

... Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года отважным лётчикам — М. В. Водопьянову, И. В. Доронину, Н. П. Каманину, С. А. Леваневскому, А. В. Ляпидевскому, В. С. Молокову и М. Т. Слепневу за спасение экипажа ледокола «Челюскин».

К началу 1941 года звания Героя Советского Союза было удостоено более 600 человек, причём пятеро из них — дважды. Это известные лётчики С. И. Грицевец, С. П. Денисов, Г. П. Кравченко, Я. В. Смушкевич и полярный исследователь И. Д. Папанин. К выходу в свет нашей книги около 150 советских граждан стали дважды Героями Советского Союза, в их числе около 30 космонавтов СССР.

Три человека награждены трижды медалью «3олотая 3везда» — маршал авиации Иван Никитич Кожедуб (1944, 1944 и 1945 гг.), маршал авиации Александр Иванович Покрышкин (1943, 1943 и 1944 гг.) и Маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый (1958, 1963 и 1968 гг.). Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову четыре раза вручалась медаль Героя Советского Союза (1939, 1944, 1945 и 1956 гг.). Л. И. Брежнев имел пять звёзд, четыре из них — Героя Советского Союза.

Среди Героев Советского Союза более ста женщин (24 из них получили это звание за партизанскую деятельность).

Конечно, большая часть награждений 3олотой 3вездой Героя Советского Союза приходится на годы Великой Отечественной войны.

Первыми героями стали пограничники. Среди них пограничники на реке Прут, вступившие в бой утром 22 июня. Они продержались двое суток, отбив одиннадцать вражеских атак. Оказавшиеся в тылу у немцев, оставшиеся в живых, несколько пограничников уничтожили охрану и взорвали железнодорожный мост. За это троим из них — лейтенанту А. К. Константинову, сержанту И. Д. Бузыцкову и младшему сержанту В. Ф. Михалькову — было присвоено звание Героя Советского Союза. Многим пограничникам это звание присвоено посмертно.

Среди лётчиков первыми Героями стали С. И. Здоровцев, М. П. Жуков и П. Т. Харитонов. Эти лётчики-истребители впервые совершили под Ленинградом воздушные тараны и удостоены звания Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года. Среди же моряков первым Героем войны стал старший сержант В. П. Кисляков, отличившийся в июле 1941 года в одном из дерзких десантов в Заполярье. А вот звание Героя среди партизан первым получил секретарь одного из белорусских райкомов партии Т. П. Бумажков, отряд которого, разгромив штаб немецкой дивизии, взорвал четыре железнодорожных моста и уничтожил 10 танков и бронемашин фашистов. Всего же в Великой Отечественной войне этим званием отмечен беспримерный подвиг восьми тысяч русских людей, более двух тысяч украинцев, воинов почти всех национальностей, населяющих СССР, в том числе 91 женщина.

В послевоенные годы Героями Советского Союза стали около трёхсот человек. Значительную часть из них составляют наши космонавты (в том числе 11 иностранных граждан), моряки-подводники и, конечно, солдаты, сержанты и офицеры, сражавшиеся в Афганистане, как это называлось, «в составе ограниченного контингента советских войск в Народно-Демократической республике Афганистан».

***

... В середине февраля 1934 года весь мир облетела телеграмма: «„Челюскин“ затонул, экипаж ледокола высадился на льдину».

Ледокол «Челюскин», повторяя исторический рейс «Сибирякова», шёл Северным морским путём из Архангельска во Владивосток. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт. Прямо на лёд в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллен высадилось сто четыре человека, среди них десять женщин и двое детей. Пройти это расстояние, переходя со льдины на льдину, — невозможно; ждать прихода другого ледокола на льду, без палаток и специального снаряжения — невозможно (да и найдёт ли льдину ледокол?); дожидаться наступления тёплого времени и пытаться добраться на лодках — невозможно; посадить самолёт на битый лёд и тем более подняться с него — невозможно. Так рассуждали иностранные специалисты, так писали буржуазные газеты, которые заранее похоронили весь экипаж «Челюскина». Датская газета «Политике» поспешила напечатать некролог, посвящённый О. Ю. Шмидту: «…Он умер как герой, человек, чьё имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана».

Для спасения челюскинцев была создана специальная правительственная комиссия во главе с В. В. Куйбышевым. Решено было искать экипаж ледокола во льдах Чукотского моря и вывозить людей самолётами.

«…Спасение при помощи самолётов невозможно, — писала одна из западных газет, — потому, что время года противодействует полётам: туманы, метели, сильные ветры». А газеты фашистской Германии писали, злорадствуя: «Самолёты отправляются на верную гибель, их ждёт обледенение».

Первым получил приказание вылететь на помощь челюскинцам на тяжёлом самолёте Анатолий Ляпидевский. В его экипаж входили второй лётчик Е. М. Конкин, лётчик-наблюдатель Л. В. Петров и борттехник М. А. Руновский. Ляпидевский был тогда совсем ещё молодым человеком, лётчиком он стал всего пять лет назад. Вихрастый кубанский казак, плотно сбитый, смелый и отчаянный. Учился Ляпидевский у Василия Молокова и Сигизмунда Леваневского, на Севере начал летать только с 1933 года. Он был молод, но мужественен.

Двадцать восемь раз возвращался Ляпидевский назад ни с чем. Но у лётчика хватило выдержки преодолеть все капризы арктической погоды. Двадцать девятый вылет увенчался успехом — Ляпидевский благополучно посадил свой самолёт на льдину и так же благополучно поднялся с неё. Лётчики доставили в лагерь на льдине аккумуляторы для радиостанции, две оленьи туши, кирки, лопаты, ломы для строительства аэродрома. Посадка была трудной, а взлёт ещё труднее, надо было осуществить разбег по предательским застругам, а оторвавшись от земли, не зацепиться за верхушки торосов. Иначе — переворот, «капотирование», то есть верная гибель. Но Ляпидевский сумел подняться и вывезти на Большую землю всех женщин и детей.

Насколько сложен был первый полёт в лагерь челюскинцев, говорит тот факт, что второй раз Ляпидевскому попасть туда не удалось — мешала пурга. Лишь через неделю удалось подняться в воздух, но в полёте произошла поломка, и лётчику пришлось посадить самолёт среди ледяных заструг неподалеку от острова Колючина. Машина была искалечена, а экипаж целый месяц провёл в арктическом плену.

Тем не менее все сто четыре человека были вывезены. Это сделали после А. Ляпидевского В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, М. Слепнев, И. Доронин и С. Леваневский.

Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский окончил после этого Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского, работал в авиационной промышленности. В годы Великой Отечественной войны генерал Ляпидевский возглавлял отдел полевого ремонта воздушной армии. После войны первый Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский занимался созданием новых приборов и двигателей для сверхзвуковой авиации, щедро отдавая делу свой богатый опыт и обширные знания.