Страницы истории

Ликвидация партийного контроля над литературой и искусством

Ликвидация партийного контроля над литературой и искусством привела к снятию запрета с сотен имен деятелей русской культуры, не угодивших когда-либо и чем-либо советской власти: философов, историков, публицистов, писателей. С «полок» стали сниматься запрещенные ранее советской цензурой стихи и проза М.А. Булгакова, Н.С. Гумилева, Ю.О. Домбровского, Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой; кинофильмы А.Г. Германа, Э.Г. Климова, А.С. Смирнова; начали публиковаться произведения русского зарубежья – Б.К. Зайцева, Е.И. Замятина, Г.В. Иванова, В.В. Набокова.

В годы «перестройки» серьезный общественный резонанс имели публикации произведений, остро вскрывавших нравственные проблемы и современного советского общества, и недавней истории («Плаха» Ч. Айтматова, «Пожар» В.Г. Распутина, «Белые одежды» В.Д. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая…» А.И. Приставкина, «Дети Арбата» А.Н. Рыбакова, «Черные камни» А.В. Жигулина, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана). Большой популярностью пользовались публицисты, писавшие о современных проблемах политики, экономики, культуры, – Н.И. Ильина, И. Клямкин, О. Лацис, В.Г. Попов, Н.П. Шмелев, Ю. Черниченко.

Аналогичные процессы происходили в театре, музыке, живописи. В художественную культуру страны вернулись многие имена музыкального авангарда, ранее находившиеся фактически под запретом (Э. Артемьев, С. Губайдулина, А. Шнитке). Советские зрители впервые смогли познакомиться с творчеством художников-эмигрантов (М. Шагал, Э. Неизвестный, М. Шемякин), с русским авангардом 20-х годов (В. Кандинский, А. Лентулов, К. Малевич). Все это значительно расширило представление о многообразии форм и жанров советского искусства.

Освободившись от идеологического диктата КПСС, литература и искусство в последние годы «перестройки» все больше стали подпадать под диктат рынка. Коммерциализация охватила все сферы культурной жизни. Возникают не зависимые от государства средства массовой информации (FM-радиостанции, газеты, издательства, телевизионные продюсерские каналы). С падением «железного занавеса» в СССР мощным потоком хлынула массовая западная культура. Начинает складываться рынок в области культуры и искусства, зарождается советский шоу-бизнес.