Страницы истории

Стефенсон

Мало что-нибудь изобрести. Нужно еще выкорабкаться невредимым из паутины законов и невидимых ловушек, которыми уставлен путь творца.

Уже в начале прошлого века стало ясно, что на смену добродушной лошадке должен прийти стальной конь.

– Ишь, как маются, – рассуждали придворные, наблюдая из окон Букингемского дворца, как тащат многопудовые дилижансы заморенные кони. – Как там наши Уатты и Ньюкомены, не подумывают над тем, чтобы приспособить свои машины к телеге?

– Подумывают.

Изобретатель Стефенсон имел светлую голову. Он удачнее всех положил на бок паровой котел, соорудил передачу к колесам, поставил паровоз на рельсы.

На открытие первой железной дороги Дарлингтон-Стоктон пришли и придворные.

– Бойко он у него бегает! Молодец, решил задачу. Теперь Англия будет с железным транспортом. А что там говорят – он чем-то недоволен?

– Утверждает, что ему положена премия. Поиздержался, изобретая. Что передать ему?

– Передайте, пусть подаст заявочку, укажет соавторов, а также тех, кто помогал внедрять изобретение.

– Какие соавторы? – удивился изобретатель. – Ведь все сам своими руками. И при чем тут «внедрять»? Слово-то какое выдумали!

Над зелеными валлийскими лугами метались паровозные свистки. Двор намекал и настаивал. Тогда испуганный изобретатель включил в заявку английскую королеву.

– Вот из ит? – развела руками Виктория, получив бумагу на подпись. – Ну, какой же я соавтор? Я ведь только так – доклады выслушивала. Нет уж, вы – один.

Дали премию.

К сожалению, этот драгоценный опыт был сразу же утрачен и изобретение паровозов пошло другими путями.