Страницы истории

Бирма, май 1942 — май 1943 года. Провал ответного удара

К маю 1942 года, после отхода англичан из Бирмы в Индию, японцы, добившись цели своей экспансии в Юго-Восточной Азии, перешли к обороне и приступили к закреплению своих завоеваний. Тем временем англичане планировали возвратиться в Бирму с наступлением очередного сухого сезона в ноябре 1942 года. Однако их планы оказались неосуществимыми из-за трудностей материально-технического обеспечения. Единственная их попытка — весьма ограниченное наступление в провинции Аракан — окончилась катастрофическим провалом.

Для обеспечения тыла решающее значение имели Ассам и Бенгалия, хотя они никогда не рассматривались как районы для создания военных баз. А надо было строить аэродромы, склады, шоссейные и железные дороги, трубопроводы, расширять порты.

Первой из главных трудностей, с какими столкнулось индийское командование, был недостаток судов, поскольку большую часть необходимых грузов приходилось доставлять из-за пределов страны. Однако приоритет отдавался всем прочим театрам военных действий, а на долю Индии, даже когда ей угрожало вторжение, оставалось очень мало судов. В первую очередь обеспечивались атлантические и арктические конвои, Средиземноморский и Тихоокеанский театры. Количество выделяемых Индии судов составляло лишь около трети того, что было необходимо для оборудования района как трамплина для наступления.

Большие трудности представлял и внутренний транспорт. Система шоссейных и железных дорог в северо-восточной Индии была старой и хаотично спланированной. Требовались большие усовершенствования, прежде чем можно было обеспечить подвоз из Калькутты и других портов к линии фронта. Успешный ход работ тормозила нехватка материалов. Трудности усугублялись также муссонами, вызывавшими оползни и сносившими мосты. И самым страшным бедствием был недостаток паровозов: Уэйвелл просил по крайней мере 185, а ему дали только 4!

Проблема материально-технического обеспечения осложнилась еще больше в связи с решением превратить Индию в базу для 34 дивизий и 100 авиационных эскадрилий. Свыше миллиона человек оказались занятыми на строительстве 220 новых аэродромов. Тем самым резко сократились возможности использования рабочей силы для других нужд, самой неотложной из которых было дорожное строительство. Возникли большие трудности и со снабжением, так как необходимо было прокормить 400 тыс. гражданских беженцев из Бирмы.

Хотя в состав индийского командования теперь входило много дивизий, большинство из них сформировалось в процессе расширения индийской армии в военное время. Они были плохо оснащены и подготовлены, не хватало опытных офицеров и младшего командного состава. Те немногие дивизии, которые имели какой-то боевой опыт, были истощены после бирманской кампании, чему способствовала также и свирепствовавшая в войсках малярия, и растеряли большую часть вооружения во время отступления. Только три из номинально числившихся пятнадцати дивизий были во всех отношениях готовы к боевым действиям в ближайшем будущем.

Административно-хозяйственные проблемы осложнялись проблемами командования, что было связано с присутствием китайских войск и частей американской армейской авиации. Да и генерал Стилуэлл был не лучшим партнером для организации четкого взаимодействия в управлении войсками.

В целях обороны самой Индии необходимо было добиться превосходства в воздухе как одного из решающих факторов, а также обеспечить бесперебойное снабжение Китая и авиационное прикрытие войск, ведущих борьбу за освобождение Бирмы. К счастью, в мае 1942 года с началом муссонов японцы отправили значительную часть авиации для поддержки боевых действий в юго-западной части Тихого океана, а остальным силам авиации предоставили отдых. Это позволило союзникам спокойно сосредоточить свою авиацию. К сентябрю 1942 года в Индии находилась 31 английская и индийская эскадрилья. Шесть из них были не подготовлены к боевым действиям, девять прикрывали Цейлон и пять несли транспортную и разведывательную службу. Таким образом, для боевых действий в северо-восточной Индии оставалось только семь истребительных и четыре бомбардировочные эскадрильи. Правда, с каждым месяцем приток самолетов из Англии и США усиливался, и к февралю предполагалось иметь 52 эскадрильи. Кроме того, устаревшие самолеты заменялись линейными новых образцов: «митчелл», «харрикейн», «либерейтор», «бофайтер». Большую часть их можно было направлять прямо на новые аэродромы в Ассаме и Бенгалии, так как после морских сражений в Коралловом море и у атолла Мидуэй возможность вторжения японцев в Индию с моря стала маловероятной.

В апреле 1942 года Уэйвелл реорганизовал индийское командование. Штаб центрального командования, находившийся в Агре, отвечал за боевую подготовку войск и организацию снабжения. Были созданы три региональных армейских командования: северо-западное, южное и восточное.

План освобождения Бирмы предусматривал взаимодействие с китайскими армиями, находившимися в Ассаме и в китайской провинции Юнъань. План, составленный китайским командованием в октябре 1942 года, предусматривал наступление по сходящимся направлениям 15 китайских дивизий из Юнъани и трех из Ассама во взаимодействии примерно с 10 английскими или индийскими дивизиями. Английские и индийские дивизии должны были вторгнуться в Бирму с суши, а также путем высадки морского десанта в Рангуне. Уэйвелл в принципе согласился с этим планом, хотя и сомневался в возможности осуществить два важнейших, по его мнению, условия: добиться достаточных сил авиации для завоевания господства в воздухе над Бирмой и привлечь крупные силы английского флота (четыре-пять авианосцев) для обеспечения господства в Индийском океане и прикрытия высадки в Рангуне. Второе условие действительно нельзя было осуществить вследствие занятости военно-морских сил на других театрах войны. Чан Кай-ши счел эти важнейшие условия уверткой со стороны Уэйвелла и в конце 1942 года отказался участвовать в операции.